Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственное и муниципальное финансовое планирование

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Финансовый менеджмент / Финансовое планирование на предприятии / Государственное и муниципальное финансовое планирование

Понятие, цели и задачи государственного финансового планирования

Ключевое условие достижения целей деятельности Правительства РФ по обеспечению стабильного экономического роста и повышению уровня и качества жизни населения – это эффективное управление общественными финансами. Основными инструментами являются государственное финансовое планирование и прогнозирование.

Определение 1

Государственное финансовое планирование – это целенаправленная деятельность органа госвласти по установлению оптимальных количественных значений соотношения между активами и обязательствами государства.

Главной целью финансового планирования на уровне государства является определение возможных размеров финансовых ресурсов, капитала, доходов и резервов.

Помощь со студенческой работой на тему
Государственное и муниципальное финансовое планирование

Важная функция государственного финансового планирования – это управление рисками сбалансированности и стабильности национальной финансовой системы. Оно предусматривает:

  • создание списка рисков;
  • оценку вероятности наступления риска и степени влияния;
  • комплекс мер по минимизации рисков и преодолению их последствий.
Замечание 1

Критерием эффективности государственного финансового планирования считается достижение показателей, которые определяют устойчивое и стабильное состояние финансовой системы государства. Государственное финансовое планирование основывается на результатах экономической оценки состояния планируемого объекта в прошлом, анализе текущих возможностей и перспектив инвестирования.

В качестве объектов государственного финансового планирования выступает финансовая деятельность самого государство и его субъектов.

Задачи государственного финансового планирования:

  1. установление размера финансовых ресурсов по каждому источнику их формирования в целом по государству и его хозяйствующих субъектов;
  2. определение размера и направлений расходования финансовых средств и расстановка приоритетов их использования;
  3. обеспечение согласованности материальных и финансовых ресурсов, их эффективное и экономное применение;
  4. формирование условий для укрепления устойчивости предприятий и индивидуальных предпринимателей;
  5. установление экономически целесообразного размера финансовых резервов, необходимых для уменьшения и прогнозирования финансовых рисков.

Этапы и методы государственного финансового планирования

Процесс государственного финансового планирования осуществляется в рамках трех этапов:

  • оценка выполнения финансового плана за отчетный период и текущий год;
  • определение плановых показателей;
  • составление финансового плана на следующий год или два года.

Первый этап предполагает использование метода экономического анализа, который позволяет установить процент выполнения плановых показателей за отчетный период. Данные параметры сравниваются с фактическими показателями. Также определяются резервы повышения доходов государства, разрабатываются меры роста эффективности применения финансовых средств, рассчитывается ожидаемое выполнение плана.

Различают следящие виды экономического анализа, применяемые на первой стадии государственного финансового планирования:

  1. вертикальный анализ (определение структуры плана, доли определенных параметров в общем показателе и их влияние на итоговый результат);
  2. горизонтальный анализ (сравнительный анализ плановых показателей с фактическими, и плановых показателей за текущий период с плановыми за отчетный год);
  3. факторный анализ (установления влияния определенных факторов на финансовые показатели);
  4. трендовый анализ (установление тенденций изменения динамики финансовых показателей, сравнивая плановые или отчетные показателей за ряд лет и проведение прогнозирования показателей на плановый период).

На втором этапе рассчитываются плановые показатель, которые выражают конкретные задания по мобилизации и использованию финансовых средств. Такие показатели бывают утверждаемые (обязательные) и расчетные, которые применяются для обоснования и согласования плановых заданий.

На этом этапе используются такие методы расчета показателей, как экстраполяции, индексный, нормативный и программно-целевой.

Третий этап – завершающий, на котором составляется финансовый план как обязательный для исполнения документ. Он утверждается уполномоченным органом или должностным лицом. На данном этапе применяется балансовый метод, который увязывает финансовые средства хозяйствующих субъектов с потребностями в них. Это определяется на основе прогноза социально-экономического развития, изучения уставных документов и др.

Также широко используется метод оптимизации плановых решений. Это разработка нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один наиболее оптимальный. В этом случае применяются разные критерии выбора, такие как максимум доходов госбюджета, минимум текущих расходов, максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и т.д..

Особенности муниципального финансового планирования

В рамках финансовой политики муниципальных образований практикуется среднесрочное финансовое планирование. Проекты местных бюджетов составляются и утверждаются сроком от года до трех лет в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципалитета.

Замечание 2

Финансовый план муниципальных образований разрабатывается ежегодно по форме и порядке, который установлен высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, т.е. местной администрацией. Она же утверждает этот план и одновременно с бюджетом представляет в законодательный орган.

Но наиболее важным с точки зрения реализации целей деятельности органов местного самоуправления, считается долгосрочное или стратегическое финансовое планирование. На этом этапе осуществляется согласование основных интересов всех участников финансового планирования.

Кроме местных бюджетов формируются и внебюджетные фонды. Движение денежных ресурсов отражается соответственно в сметах доходов и расходов, которые являются финансовыми планами этих фондов.

На территориальном уровне, как и на общегосударственном, в систему финансового планирования входит разработка и реализация перспективных финансовых планов, балансов и отчетов движения денежных средств населения.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис