Нематериальные активы организации – это идентифицируемое немонетарное имущество, которое не имеет физической формы и входит в состав внеоборотных активов.
Сущность и отличительные черты нематериальных активов организации
Вся совокупность имущества, которое принадлежит организации, называется его активами. В зависимости от способа участия в хозяйственной деятельности и степени вовлеченности в хозяйственный оборот активы организации подразделяются на оборотные и внеоборотные (основные).
Среди внеоборотных активов (т.е. среди имущества, которое приносит организации доход в течение периода, превышающего один год) особо выделяют нематериальные активы. Их отличительной чертой является отсутствие физической формы. Грубо говоря, их нельзя «пощупать», что не мешает их использованию и получению за это соответствующего заработка.
К другим характеристикам нематериальных активов, по которым их можно выявить, относятся следующие признаки:
- неопределенность сроков эксплуатации нематериальных активов;
- возможность выделения нематериальных активов из всего имущества организации и их отдельного рассмотрения;
- многоцелевой характер использования нематериальных активов в хозяйственной деятельности;
- отсутствие полезных отходов производства и эксплуатации нематериальных активов.
Состав нематериальных активов организации и их характеристика
Нематериальные активы в достаточной степени разнообразны по своему составу. Их наличие и содержание, прежде всего, определяется величиной научно-технического потенциала организации и степенью его реализации. В зависимости от того, какие функции нематериальные активы выполняют в воспроизводственном процессе, они подразделяются на:
- объекты интеллектуальной собственности,
- деловую репутацию организации,
- отложенные расходы.
Объектами интеллектуальной собственности принято называть исключительные права на владение, пользование и распоряжение результатами интеллектуальной деятельности. Такими правами, в частности, являются авторские права на компьютерные программы, промышленный образец, патент на изобретение, исключительные права на товарный знак и т.д.
Деловая репутация организации формируется в результате заключения и исполнения сделок купли-продажи. Она в денежной форме выражает разницу между оценочной стоимостью объекта и той суммой, которая была уплачена за него. Возникновение и увеличение этой разницы связано с действием таких факторов, как конкурентоспособность реализуемой продукции, эффективность внутренней структуры организации, территориальное положение организации и др.
Отложенными называют те расходы организации, которые имеют место быть в процессе ее создания. Речь идет про затраты на оформление учредительных документов организации, на проведение расчетов в рамках экономического обоснования деятельности организации, на оплату услуг фирм-посредников и консультантов и т.д.
Помимо рассмотренной выше типологизации нематериальные активы можно классифицировать по признаку их связи с тем или иным видом деятельности, субъектами или объектами. Так, различают нематериальные активы, которые связаны:
- с маркетингом – к ним относятся фирменные названия, товарные знаки, логотипы, бренды, маркетинговые стратегии, базы данных и пр.;
- с клиентами – к ним относятся списки клиентов, отношения с ними (в том числе заключенные контракты) и пр.;
- с контрактами – к ним относятся договора франшизы, лицензионные соглашения, контракты с поставщиками, соглашения о неучастии в конкуренции и пр.;
- с технологиями – к ним относятся техническая документация, патентные заявки, патенты на технологические процессы, техническое ноу-хау, технологии, базы данных и пр.;
- с человеческим капиталом – к ним относятся соглашения с профсоюзами, договора найма, особый талант работника и юридические права на его использование (как в случае с профессиональными спортсменами) и пр.;
- с национальными богатствами – к ним относятся права на водное, воздушное пространство, на разработку полезных ископаемых, на застройку и пр.;
- с творческой деятельностью – к ним относятся литературные и музыкальные произведения, авторские, издательские и постановочные права на них и пр.
Управление нематериальными активами
Исключительные права организации на владение, пользование и распоряжение результатами интеллектуальной деятельности означают ее право самостоятельно осуществлять или разрешать другому лицу осуществление следующих действий:
- воспроизводить результаты интеллектуальной деятельности;
- публично показывать результаты интеллектуальной деятельности;
- публично исполнять результаты интеллектуальной деятельности;
- распространять любым разрешенным законом способом экземпляры результатов интеллектуальной деятельности;
- импортировать в целях распространения экземпляры результатов интеллектуальной деятельности;
- сообщать любым разрешенным законом способом результаты интеллектуальной деятельности для всеобщего сведения (например, путем передачи в эфир, по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств);
- переводить результаты интеллектуальной деятельности на иностранные языки;
- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать результаты интеллектуальной деятельности.
Как правило, организации оставляют без рассмотрения сроки действия своих нематериальных активов. Если так произошло, то по общему правилу срок полезного использования нематериального актива составляет 20 лет. В то же время этот срок не может быть больше, чем срок деятельности (существования) организации.
Таким образом, специфика нематериальных активов обуславливает особые методы и способы их использования в хозяйственной деятельности организации любой организационно-правовой формы.