Понятие конкурентоспособности хозяйствующего субъекта
На сегодняшний день исследователи изучают конкурентоспособность с различных позиций, акцентируя внимания на различных аспектах, будь то эффективность использования ресурсов, отдельные факторы и их сочетания, доля рынка и пр. Под конкурентоспособностью в общем смысле этого слова, прежде всего, понимается преимущество одной организации по отношению к другим организациям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. По сути своей конкурентоспособность является относительной характеристикой, выражающей степень отличия организации от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов.
Конкурентоспособность организации представляет собой ее способность к оперативному и адекватному реагированию на изменения условий рыночной конкуренции, обеспечивая при этом сохранность и увеличение достигнутых объемов продаж, прибыли и рыночной доли.
Выступая особой экономической категорией, конкурентоспособность обусловливается особенностями рыночной экономики и наиболее ярко проявляется в конкурентной борьбе между участниками рынка.
Конкурентоспособность предприятия определяется его потенциалом, достаточным для того, чтобы удержать или расширить рыночную долю в условиях конкурентной борьбы. С позиции маркетинга конкурентоспособность определяется наличием спроса на продукцию организации и ее долю на рынке: чем последняя больше, тем конкурентоспособнее компания. В конечном счете, конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, будучи понятием относительным, выражает степень его отличия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов.
Конкурентоспособность и успех любого предприятия строятся на основе конкурентных преимуществ, которые могут быть подвергнуты различной классификации по различным основаниям. Их основные виды:
- внешние, внутренние;
- стратегические (долгосрочные), тактические (краткосрочные);
- организационные, ресурсные.
Считается, что при прочих равных условиях наиболее важная роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия и его продукции отводится маркетинговой составляющей.
Механизмы повышения конкурентоспособности предприятия
В основе повышения конкурентоспособности предприятия лежит укрепление его конкурентных преимуществ и усиление слабых в отношении конкурентов сторон.
В настоящее время основными направлениями повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта считаются:
- обеспечение высокого уровня конкурентоспособности выпускаемых товаров и услуг на целевых рынках;
- рост производительности труда сотрудников предприятия и его подразделений;
- внедрение в деятельность предприятия новых технологий и их постоянное использование;
- повышение профессионализма сотрудников и развитие кадрового потенциала;
- использование сырья и материалов высокого качества;
- постоянный (систематический) анализ сильных и слабых сторон фирмы и пр.
Принято считать, что повышение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта может быть достигнуто за счет ориентации предприятия и его подразделений на потребительскую сферу, использования современных технологий и высококачественного сырья, повышения качества выпускаемой продукции, организации эффективной системы сбыта и реализации продукции, также развития человеческого потенциала трудовых ресурсов.
Основополагающая роль в повышение конкурентоспособности предприятия отводится непосредственно выявлению, дальнейшему укреплению и развитию его конкурентных преимуществ.
Под конкурентным преимуществом принято понимать те характеристики и свойства, которые создают для компании определенное превосходство над конкурентами, а для потребителей обеспечивают оптимальное сочетание потребительских характеристик товара или услуги.
Конкурентные преимущества помогают предприятию стать узнаваемым на рынке и защищают его от воздействия конкурентных сил. Они не всегда могут быть очевидны, но обязательно должны находить реальное воплощение в производимых предприятием товарах, услугах, цене, качестве обслуживание, а также иных показателях, важных для потребителя.
В качестве конкурентных преимуществ, подлежащих развитию, могут выступать низкие издержки либо дифференциация продукта. Их развитие в зависимости от каждой конкретной ситуации позволяет повышать общую конкурентоспособность бизнеса.
Для определения конкурентных преимуществ хозяйствующего субъекта и факторов, их обеспечивающих, необходим тщательный анализ рынка, потребителей, конкурентов, поставщиков и прочих факторов внешней среды, а также исследование внутриорганизационного потенциала и преимуществ предприятия, его производственных, финансовых и иных возможностей.
Повышение конкурентоспособности предприятия как процесс
В настоящее время принято говорить об определённой системе обеспечения роста конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. В основе его обеспечения лежит реализация связанных между собой научных принципов, методов, средств, подходов и мероприятий, которые разрабатываются по всем стадиям жизненного цикла предприятия и сферам его управления.
Под системой обеспечения конкурентоспособности предприятия следует понимать систему, состоящую из внутренней структуры хозяйствующего субъекта и его внешнего окружения. Она нацелена на организацию непрерывного процесса аналитической проработки внутреннего и внешнего потенциала субъекта хозяйствования с целью укрепления и развития сильных сторон и нивелирования имеющихся слабостей и недостатков.
Общий механизм реализации процесса повышения конкурентоспособности предполагает выполнение следующих шагов:
- анализ рынка и внешней среды;
- изучение и оценка внутреннего потенциала субъекта хозяйствования;
- определение конкурентных преимуществ бизнеса;
- выстраивание долгосрочных целей развитие;
- определение механизмов укрепления и развития преимуществ в сравнении с конкурентами;
- работа над выявленными недостатками;
- мониторинг и контроль за реализацией выбранных мероприятий.
Сегодня принято считать, что обеспечение устойчивости повышения конкурентоспособности предприятия в долгосрочной перспективе возможно лишь в том случае, если поступательному и непрерывному совершенствованию будут подвергнуты все детерминанты конкурентоспособности.