Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Повышение конкурентоспособности предприятия

Понятие конкурентоспособности хозяйствующего субъекта

На сегодняшний день исследователи изучают конкурентоспособность с различных позиций, акцентируя внимания на различных аспектах, будь то эффективность использования ресурсов, отдельные факторы и их сочетания, доля рынка и пр. Под конкурентоспособностью в общем смысле этого слова, прежде всего, понимается преимущество одной организации по отношению к другим организациям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. По сути своей конкурентоспособность является относительной характеристикой, выражающей степень отличия организации от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов.

Определение 1

Конкурентоспособность организации представляет собой ее способность к оперативному и адекватному реагированию на изменения условий рыночной конкуренции, обеспечивая при этом сохранность и увеличение достигнутых объемов продаж, прибыли и рыночной доли.

Выступая особой экономической категорией, конкурентоспособность обусловливается особенностями рыночной экономики и наиболее ярко проявляется в конкурентной борьбе между участниками рынка.

Конкурентоспособность предприятия определяется его потенциалом, достаточным для того, чтобы удержать или расширить рыночную долю в условиях конкурентной борьбы. С позиции маркетинга конкурентоспособность определяется наличием спроса на продукцию организации и ее долю на рынке: чем последняя больше, тем конкурентоспособнее компания. В конечном счете, конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, будучи понятием относительным, выражает степень его отличия от конкурентов в сфере удовлетворения потребностей клиентов.

Конкурентоспособность и успех любого предприятия строятся на основе конкурентных преимуществ, которые могут быть подвергнуты различной классификации по различным основаниям. Их основные виды:

  • внешние, внутренние;
  • стратегические (долгосрочные), тактические (краткосрочные);
  • организационные, ресурсные.
«Повышение конкурентоспособности предприятия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Считается, что при прочих равных условиях наиболее важная роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия и его продукции отводится маркетинговой составляющей.

Механизмы повышения конкурентоспособности предприятия

В основе повышения конкурентоспособности предприятия лежит укрепление его конкурентных преимуществ и усиление слабых в отношении конкурентов сторон.

В настоящее время основными направлениями повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта считаются:

  • обеспечение высокого уровня конкурентоспособности выпускаемых товаров и услуг на целевых рынках;
  • рост производительности труда сотрудников предприятия и его подразделений;
  • внедрение в деятельность предприятия новых технологий и их постоянное использование;
  • повышение профессионализма сотрудников и развитие кадрового потенциала;
  • использование сырья и материалов высокого качества;
  • постоянный (систематический) анализ сильных и слабых сторон фирмы и пр.

Принято считать, что повышение конкурентоспособности хозяйствующего субъекта может быть достигнуто за счет ориентации предприятия и его подразделений на потребительскую сферу, использования современных технологий и высококачественного сырья, повышения качества выпускаемой продукции, организации эффективной системы сбыта и реализации продукции, также развития человеческого потенциала трудовых ресурсов.

Основополагающая роль в повышение конкурентоспособности предприятия отводится непосредственно выявлению, дальнейшему укреплению и развитию его конкурентных преимуществ.

Определение 2

Под конкурентным преимуществом принято понимать те характеристики и свойства, которые создают для компании определенное превосходство над конкурентами, а для потребителей обеспечивают оптимальное сочетание потребительских характеристик товара или услуги.

Конкурентные преимущества помогают предприятию стать узнаваемым на рынке и защищают его от воздействия конкурентных сил. Они не всегда могут быть очевидны, но обязательно должны находить реальное воплощение в производимых предприятием товарах, услугах, цене, качестве обслуживание, а также иных показателях, важных для потребителя.

В качестве конкурентных преимуществ, подлежащих развитию, могут выступать низкие издержки либо дифференциация продукта. Их развитие в зависимости от каждой конкретной ситуации позволяет повышать общую конкурентоспособность бизнеса.

Для определения конкурентных преимуществ хозяйствующего субъекта и факторов, их обеспечивающих, необходим тщательный анализ рынка, потребителей, конкурентов, поставщиков и прочих факторов внешней среды, а также исследование внутриорганизационного потенциала и преимуществ предприятия, его производственных, финансовых и иных возможностей.

Повышение конкурентоспособности предприятия как процесс

В настоящее время принято говорить об определённой системе обеспечения роста конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. В основе его обеспечения лежит реализация связанных между собой научных принципов, методов, средств, подходов и мероприятий, которые разрабатываются по всем стадиям жизненного цикла предприятия и сферам его управления.

Под системой обеспечения конкурентоспособности предприятия следует понимать систему, состоящую из внутренней структуры хозяйствующего субъекта и его внешнего окружения. Она нацелена на организацию непрерывного процесса аналитической проработки внутреннего и внешнего потенциала субъекта хозяйствования с целью укрепления и развития сильных сторон и нивелирования имеющихся слабостей и недостатков.

Общий механизм реализации процесса повышения конкурентоспособности предполагает выполнение следующих шагов:

  • анализ рынка и внешней среды;
  • изучение и оценка внутреннего потенциала субъекта хозяйствования;
  • определение конкурентных преимуществ бизнеса;
  • выстраивание долгосрочных целей развитие;
  • определение механизмов укрепления и развития преимуществ в сравнении с конкурентами;
  • работа над выявленными недостатками;
  • мониторинг и контроль за реализацией выбранных мероприятий.

Сегодня принято считать, что обеспечение устойчивости повышения конкурентоспособности предприятия в долгосрочной перспективе возможно лишь в том случае, если поступательному и непрерывному совершенствованию будут подвергнуты все детерминанты конкурентоспособности.

Дата последнего обновления статьи: 20.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot