Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Повышение конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Повышение конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности
Повышение конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности

Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности

Определение 1

Конкурентоспособность предприятия пищевой промышленности - это способность предприятия пищевой промышленности удовлетворять потребности рынка лучше своих конкурентов.

В общем смысле под конкурентоспособностью предприятия понимается его способность в заданных условиях рынка превосходить имеющихся конкурентов. Иначе говоря, это способность предприятия отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими игроками рынка. При этом важно отвечать запросам лучше, чем это делают конкуренты. Повышение и укрепление конкурентоспособности служит залогом успешного развития любой организации в долгосрочной перспективе.

В целом справедливо говорить о том, что конкурентоспособность предприятия - понятие комплексное. Его сущность определяется конкурентоспособностью товаров и услуг фирмы, а также ее способностью соответствовать требованиям, запросам и ожиданиям потребителей. В конечном счете, конкурентоспособность предприятия тем выше, чем более эффективная его конкурентная борьба. Так или иначе, конкурентоспособность предприятия в значительной степени определяется его отраслевой принадлежностью.

На сегодняшний день к отрасли пищевой промышленности принято относить сферу производства пищевых продуктов в виде полуфабрикатов и в готовом виде, а также напитков и табачных изделий. На рынке подобного рода компаний довольно много, и все они ведут ожесточенную борьбу за потребителей.

Сущность конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности, в конечном счете, сводится к его способности производить товары и услуги, востребованные в настоящее время рынком, и реализовывать их на привлекательных для потребителя и выгодных для бизнеса условиях. На практике определяется она теми преимуществами, которое предприятие пищевой промышленности имеет в сравнении с прочими компаниями, функционирующими в данной отрасли.

Конкурентоспособность предприятия пищевой промышленности непостоянна, ею можно и нужно управлять. Одной из важнейших задач предприятий пищевой промышленности выступает укрепление и повышение своей конкурентоспособности. Данная задача носит стратегический характер, а механизм ее решения напрямую предопределяет не только успешность функционирования предприятий пищевой промышленности, но и возможности их успешного развития в условиях рынка в долгосрочной перспективе.

Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия пищевой промышленности

Конкурентоспособность предприятия пищевой промышленности определяется множеством факторов экзогенного и эндогенного порядка. Условно они подразделяются на две группы:

  • внешние факторы конкурентоспособности;
  • внутренние факторы конкурентоспособности.

Внешние факторы конкурентоспособности предприятия определяются условиями внешней среды и в наименьшей степени зависят от самого предприятия. Соответственно, они не поддаются контролю и управлению со стороны бизнеса. Обычно они формируются в рамках внешнего макро- и микроокружения и опосредуются социально-экономическими и организационными отношениями участников рынка.

Внутренние факторы конкурентоспособности, напротив, формируются и управляются самим предприятием. Они подконтрольны действиям его руководства и могут быть усилены самой фирмой. Обычно их основу составляют объективные критерии, предопределяющие возможности предприятия пищевой промышленности по обеспечению им собственного конкурентного потенциала.

Примеры внешних и внутренних факторов формирования конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности представлены на рисунке 1.

Примеры внешних и внутренних факторов конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Примеры внешних и внутренних факторов конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В действительности наибольшее внимание уделяется работе именно с внутренними факторами, поскольку ими легче и проще управлять. Соответственно, наращивая свой конкурентный потенциал, то есть, развивая и укрепляя внутренние факторы конкурентоспособности, предприятия пищевой промышленности повышают свои шансы на успех в рыночной борьбе за потребителя.

Помимо прочего, факторы конкурентоспособности предприятия по механизму своего возникновения могут быть подразделены на естественные и искусственно созданные. По степени специализации их подразделяют на общие и специализированные, по характеру - на основные и развитые.

К числу наиболее значимых параметров, предопределяющих конкурентоспособность предприятия пищевой промышленности относятся, качество производимой продукции, технологический уровень организации производства, эффективность производственно-сбытовой деятельности фирмы и ее инвестиционная привлекательность, общая конъюнктура рынка и пр.

Проблемы и перспективы повышения конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности

В настоящее время проблема повышения конкурентоспособности довольно остро стоит перед многими российскими предприятиями сферы пищевой промышленности. Эксперты в основе ее решения видят, прежде всего, необходимость повышения качества выпускаемой продукции, а также достижение мировых стандартов качества. Не менее важную роль, как показывает практика, играют вопросы выбора оптимальной для бизнеса и потребителей ценовой политики, организация сбыта и повышение эффективности производственно-сбытовой деятельности. В основе последней, как предполагается, должны лежать:

  • повышение эффективности использования основных фондов;
  • увеличение доли активной часть в общей структуре фондов;
  • сокращение потерь сырья и полезных веществ;
  • рационализация размещения отрасли и пр.

В целом справедливо говорить о том, что залогом повышения уровня конкурентоспособности современных предприятий пищевой промышленности выступает работа не только над качеством товара, но и над его стоимостью, сервисом и послепродажным обслуживанием. В конечном счете, определяющую роль для потребителя играют качество товара и его стоимость. Соответственно, именно над ними и стоит работать.