Определение конкурентного рынка
В современном экономическом понимании рынок представляет собой механизм, лежащий в основе саморегуляции хозяйственных систем. Он подразумевает взаимовыгодный обмен между субъектами отношений. Облегчению сделок купли-продажи в свое время послужило введение единого эквивалента ценности, а именно, денег. Рынок невозможен без свободы экономических агентов. В ходе эволюции хозяйственных отношений стало понятным, что независимость субъектов оказывает положительное влияние на экономический рост. Предприниматели определяют род своей деятельности, отрасль, сегмент рынка, продукт, методы распоряжения доходами. Покупатели свободны в выборе. Они руководствуются лишь собственной выгодой или потребностью на текущий момент времени. Государственное вмешательство в экономику так же показало себя неэффективным методом воздействия. Современная рыночная система предполагает ограниченную роль государства, сводящуюся к управлению за счет трансфертов, государственных закупок и фискальной политики.
Свобода субъектов хозяйствования формирует конкурентную среду, для которой характерна борьба между производителями за большую долю спроса и наиболее выгодные коммерческие условия. Конкуренция может возникать и между покупателями.
Можно сказать, что конкурентная борьба оказывает благотворное влияние на развитие экономических отношений. Она стимулирует производителей к внедрению новых технологий, снижению производственных издержек, поиску новых новаторских идей в области маркетинга, управления, оказания сервисного обслуживания. Ориентированность на потребителя, желание его заинтересовать, заставляет продавцов модифицировать свой товар, адаптировать его под нужды покупателя. Относительно потребительского рынка конкуренция создает широкое разнообразие товаров и услуг. Покупатель имеет возможность выбирать тот товар или услугу, которые смогут удовлетворить его потребности на текущий момент времени.
Таким образом, рыночные отношения невозможны без конкурентной борьбы. В совокупности они формируют соревновательные взаимоотношения между субъектами. Такая среда способствует экономическому росту и развитию хозяйственных связей.
Механизм конкурентного рынка
Наличие конкурентной борьбы формирует определенную среду внутри хозяйственных систем. При этом она имеет структуру и принципы функционирования. Рыночные отношения и конкуренция неотделимы друг от друга. Если конкурентная борьба отсутствует, то каждый производитель имеет возможность монополизировать свою власть через установление уровня цен и объемов выпуска продукции.
Конкуренция может классифицироваться по разным признакам, например, по масштабам ее развития выделяют:
- индивидуальную;
- местную;
- отраслевую;
- межотраслевую;
- национальную;
- глобальную.
Свободная рыночная конкуренция создает условия, при которых каждый субъект имеет равные права. Это равноправие поддерживается за счет свободы экономических агентов. Имея выбор, покупатель может воздействовать на качество предлагаемых товаров и услуг путем отказа. Производитель имеет возможность менять род своей деятельности, сужать направленность своей работы, либо наоборот масштабировать бизнес в случае успеха. То есть, конкурентная борьба позволяет потребителю воздействовать на продавцов.
Конкурентный механизм создает условия для свободного ценообразования, которое лежит в основе рыночных отношений. Только при наличии конкурентной борьбы рынок может эффективно распределять ресурсы и готовую продукцию. Кроме того, конкуренция влияет на выживаемость предприятий. Если производитель неспособен удовлетворить потребности общества, то он со временем потеряет свои рынки сбыта, а значит, и доходы. Таким образом, конкуренция улучшает общее состояние рынка.
Конкурентная борьба стимулирует экономических агентов к развитию. Производители внедряют новые технологии, маркетинговые подходы, модифицируют продукцию и услуги, обеспечивают все более широкий спектр послепродажного обслуживания. Домашние хозяйства в условиях конкуренции на рынке труда стремятся развивать навыки и профессиональные качества, которые позволят получить более выгодное рабочее место и оплату труда. Свобода рынка дает возможность практически любому человеку начать свою самостоятельную предпринимательскую деятельность.
Структура рынка конкуренции
В зависимости от определенных факторов рынки внутри национальной или мировой экономики могут основываться на различных видах конкурентной борьбы. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них:
- Монополии представляют собой рынки одного продавца, который самостоятельно устанавливает цены, объемы сбыта, варьирует качество продукции. Покупателю приходится приобретать тот товар, который предложен единственным производителем. Зачастую монополии складываются в естественных условиях, например, в сфере добычи полезных ископаемых, энергоносителей, а также в социальной сфере деятельности. Работа монополий часто регулируется государством в целях сохранения доступности ресурсов для всех слоев населения.
- Олигополии или рынки нескольких продавцов складываются в высокотехнологичных отраслях. Обычно они требуют огромных финансовых и интеллектуальных вложений. Власть на рынке разделена между ведущими игроками. Цены и объемы сбыта устанавливаются благодаря негласному соглашению между ними. Конкуренция невыгодна ни одному из участников. Однако, они могут объединяться с целью исключения одного из конкурентов, либо не допуска новых игроков на рынок.
- Монополистическая конкуренция характерна для рынков массового потребления. Здесь множество продавцов взаимодействует со множеством покупателей. Каждый из них не способен оказывать значимого влияния на цену и распределение долей рынка. При этом производители стремятся к монополизации определенных свойств и характеристик товаров и услуг.
Структура рыночной экономики предполагает наличие разнообразных хозяйственных форм, собственности, методов ведения бизнеса. Отрасли народного хозяйства так же имеют определенную специфику, оказывающую влияние на принципы ведения конкурентно борьбы между производителями. Стоит так же отметить, что существуют рынки одного или нескольких покупателей, соответственно, монопсонии и олигопсонии. Здесь продавцы полностью зависят от предпочтений конкретного потребителя.