Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Теоретические аспекты рынка совершенной конкуренции

Все предметы / Экономика / Теоретические аспекты рынка совершенной конкуренции
Содержание статьи

Понятие рынка

Определение 1

Рынок – это комплекс экономических отношений между продавцами и покупателями.

Он способствует обмену ценностями между производителями и потребителями при условии взаимных денежных расчетов. Чем больше число участников, тем активнее конкурентная среда. Рынок может иметь разную структуру в зависимости от количества продавцов и покупателей. Некоторые ученые определяют рынок как совокупность хозяйственных отношений, способствующих обмену на добровольной основе. Рынок обеспечивает движение товарно-материальных и финансовых ценностей.

Помимо вышеперечисленных элементов у рынка есть структурные связи, институциональные формы, культурные конструкции. Рынок выполняет ряд основополагающих функций, среди которых:

  • Информационная.
  • Посредническая.
  • Ценообразующая.
  • Регулирующая.
  • Координирующая.
  • Стимулирующая.
  • Санирующая.

Субъектами отношений выступают частные и юридические лица, действующие в своих интересах. Объектами могут выступать практически любые материальные и нематериальные ценности, востребованные покупателями. Организация рынка может быть в виде магазина, базара, аукциона и других социальных институтов. Рынки могут классифицироваться по территориальному признаку, субъектам, объектам, степени конкуренции, по ассортименту, по степени соблюдения законности, насыщенности, по характеру продаж.

Работа рынка подвержена влиянию определенных законов, например, закона стоимости, спроса и предложения, конкуренции. Рынок может исследоваться на предмет монополизации, концентрации, степени конкуренции.

Таким образом, рынок представляет собой естественную структуру взаимодействия продавцов и покупателей в ходе экономической деятельности. Это сложная структура, пронизанная различными типами отношений между участниками. Внутри рынка формируется механизм, способный приводить экономическую структуру в равновесие.

Готовые работы на аналогичную тему

Теоретические аспекты рынка совершенной конкуренции

Рыночная система предполагает, что субъекты отношений действуют независимо и в собственных интересах, что в свою очередь порождает конкурентную борьбу между ними. Конкуренция представляет собой соперничество между субъектами за доступ к ресурсам или рынкам сбыта в пользу собственной выгоды. Экономисты рассматривают рынок совершенной конкуренции, как идеальную модель рыночных отношений. Для ее организации необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Продавцов и покупателей бесконечное множество.
  2. Продаваемая продукция однородна и делима.
  3. Барьеры входа и выхода низкие.
  4. Мобильность факторов производства.
  5. Равный доступ к информации всех участников отношений.

Если есть диспропорции или отсутствие одного из признаков, то конкуренция становится несовершенной, то есть кто-то из участников получает больше власти, чем другой.

При совершенной конкуренции субъекты не могут оказывать существенного влияния на рынок. Активность каждого участника оказывает влияние на соотношение предложения и спроса, уравновешивая их. Экономические агенты не могут влиять на работу рынка, так как не обладают существенной властью.

С теоретической точки зрения прибыль компаний является краткосрочной, а в долгосрочном периоде она стремится к нулю. Это вызвано тем, что барьеры выхода и выхода низкие, поэтому всегда есть вероятность появления новых конкурентов. Здесь хорошо работает закон спроса и предложения. Спрос растет при снижении цены, но производителям становится невыгодно производить товар, и они сокращают объем выпуска, это ведет к повышению цен и уменьшению спроса.

Совершенная конкуренция рассматривается как идеальная модель рынка, где рыночный механизм справляется с любой нестабильностью. Однако, систем совершенной конкуренции в реальной жизни не существует. Всегда есть диспропорций и асимметрия информации, которая наделяет одних игроков властью, а у других делает слабее. Отсюда возникновение монополий, монопсоний и рынка монополистической конкуренции.

Использование модели рынка совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция используется как модель при исследовании других рыночных структур. На рынке совершенной конкуренции нет потерь, издержки полностью чистые, поэтому благосостояние участников продолжает расти. В этом случае вмешательство государства не нужно, а рынок действует эффективно.

Исследование рынка совершенной конкуренции необходимо для того, чтобы принимать решения в рамках социально-экономической политики. Рынок выступает как ориентир, к которому необходимо стремится, чтобы снизить влияние государственного регулирования. Реформирование экономических отношений связано со следующими аспектами:

  1. Борьба с монопольной властью.
  2. Разработка и реализация положений антимонопольной политики.
  3. Устранение барьеров входа на рынок.

Несмотря на то, что государство обладает достаточной властью для установления совершенной конкуренции, оно сталкивается с теми же проблемами, что экономические агенты. Факторы производства не являются мобильными. Например, трудовые ресурсы нуждаются в постоянном обучении и переквалификации. Движение капитала всегда сопряжено с дополнительными издержками. Товарные ценности не однородны, у участников рынка появляется возможность выбирать между аналогичными товарами. Потребитель может выбрать не тот товар в силу нехватки информации, либо отсутствия доступа к ней. Обычно, причиной несовершенной конкуренции является ограничение доступа к данным. Получение пользы может быть сопряжено с дополнительными расходами времени и средств.

Рынок совершенной конкуренции – это идеальная система, на которую ориентируются органы власти при регулировании экономической деятельности. Несмотря на то, что существуют провалы рынков и цикличность экономики, с которыми может справиться только государственное регулирование, в любом случае органы власти стремятся обеспечить стабильность функционирования системы с целью запуска рыночного механизма.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис