Понятие конкурентного рынка
Рыночный механизм лежит в основе большинства экономических систем различных стран. Он способствует саморегулированию и установлению относительного равновесия хозяйственных структур. Рынок складывался постепенно в ходе эволюции человечества и экономических отношений. Сначала возник обмен, интенсивности которого способствовало появление денег. Они стали инструментом, позволившим увеличить объемы операций купли-продажи. Постепенно производители обособились, каждый из них стал вести свою деятельность независимо. Покупатели так же свободны в своем выборе и руководствуются лишь собственной потребностью. Государственное вмешательство в экономику так же показало свою несостоятельность. Такие экономические системы постепенно подвергались стагнации и начинали деградировать. Сейчас роль государства максимально ограничена. Правительство может воздействовать на хозяйственную систему через государственные закупки, фискальную политику и социальные трансферты.
Независимость субъектов экономических отношений создает условия для конкурентной борьбы. Она может возникать как между продавцами, так и между покупателями. Однако, в экономической науке под конкуренцией подразумевается состязание производителей за большую долю потребительского спроса, который позволит увеличить объемы продаж, а значит, конечную выручку.
Конкуренция благотворно влияет на развитие хозяйственных отношений. Покупатели своим выбором влияют на качество продукции, ее цену, сервисное обслуживание, гарантийные услуги. Потребитель может уйти к другому продавцу, тем самым влияя на выручку конкурента. Производителям приходится постоянно изыскивать новые пути привлечения клиентов и их удержания. Конкурентная борьба способствует выживанию сильнейших компаний. Предприятия, которые гибко реагируют на изменения потребностей рынка, в итоге получают наибольший доход и рынок сбыта.
Можно сказать, что существование рынка невозможно без конкурентной борьбы. Именно она создает условия для равновесного ценообразования. Она влияет на развитие экономических отношений и изменение качества хозяйственных систем.
Особенности рынка информации
Основным предметом торговых отношений на данном типа рынка выступает информация. При этом не всякая информация интересна потребителю. Выделяют следующие ее виды, которые ценятся в рыночных отношениях:
- Информация в сфере образования, начиная с дошкольного образования и заканчивая специализированными образовательными курсами.
- Любые виды профессиональной информации, включающей в себя научно-технические, специализированные знания.
- Деловая информация, содержащая данные о различных сферах жизни общества и необходимая для ведения коммерческой деятельности, либо владения определенным знанием.
- Развлекательная информация и информация, ориентированная на потребителя.
- Информационные технологии, включающие в себя широкий спектр услуг, относящихся к высокотехнологической отрасли народного хозяйства.
- Технологии рекламы.
Надо отметить, что информация не бывает чистой. Обычно она может относиться сразу к нескольким вышеперечисленным видам. Однако, ее ценность определяется благодаря группе, чьими признаками она обладает в большей мере.
Субъектами информационного рынка можно назвать производителей, посредников и потребителей. Создание информации включает в себя сбор, хранение, изучение, разработку и анализ информационного продукта. Информационными посредниками могут выступать средства массовой информации, Интернет, различного рода информационные организации, организации образовательной сферы деятельности.
Особенностью рынка информации является потребление конечного продукта. Не всегда потребитель выступает в качестве покупателя. Большая часть информации, распространяемой через общедоступные каналы, является бесплатной, но оказывает большое психологическое воздействие на сознание общества. Тогда предметом сделки становится услуга по продаже рекламы или привлечению новых клиентов для производителей.
Конкуренция на рынке информации
Особенностью информационного рынка является доступность информации и использование путей незаконного доступа. Таким образом, производитель информации не всегда способен получить выгоду или прибыль от создаваемого им продукта. В сфере конкуренции на информационном рынке на первый план выходит правовая защита интересов производителей.
Кроме того, часть информационного рынка, представленная монополиями и олигополиями, например, в сфере предоставления услуг связи, а именно, мобильных операторов, почтовой связи и так далее. Для того, чтобы сохранить доступность данных услуг для населения, государство применяет меры антимонопольного регулирования.
Еще одной особенностью информационного рынка является быстрое увеличение числа пользователей Интернет. Пользователи получают доступ к коммерческой и бесплатной информации. Большой проблемой стали пиратские версии контента. Чтобы информация имела ценность, она должна обладать следующими свойствами:
- эксклюзивностью, то есть быть объектом интеллектуальной собственности одного или нескольких производителей;
- скоростью;
- защищенностью.
Стоит отметить, что современное развитие экономики привело к тому, что большая часть бизнеса так или иначе вовлечена в информационный рынок. Защита информации и ее актуальность становятся важными не только для онлайн, но и для оффлайн бизнеса. Конкуренция в информационной сфере набирает все большие обороты, поэтому данный рынок становится одним из важнейших в экономической системе любой страны.
Российский рынок информационных технологий в основном представлен разработчиками программного обеспечения и предоставления услуг по обслуживанию информационного оборудования. На рынке действует несовершенная конкуренция, наличие относительного числа производителей формирует условия для монополистической конкуренции.
Наименьшее стремление к монополизации рынка происходит в сфере аппаратного обеспечения. Сегмент рынка, отвечающий за создание программного обеспечения, представляет собой олигополию, где действует несколько производителей. Здесь действуют законы поведения данного конкурентного рынка. Между участниками существует негласное соглашение о ценах и рынках сбыта.