Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы ограниченности информации и структура рынка

Структура рынка

Определение 1

Структура рынка – это соотношение отраслей национального хозяйства, зависящее от количества компаний, создающих однородную продукцию.

Рыночная экономическая модель характеризуется свободой действий экономических субъектов. Каждый из них стремится к достижению собственных коммерческих целей и иных выгод, вследствие чего возникает конкурентная борьба. Работа рынка строится на относительном балансе спроса и предложения, а также предполагает ограниченное государственное вмешательство. Конкуренция является основным признаком рыночных отношений. Выделяют два вида конкуренции - совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция представляет собой идеальную модель рынка, на котором каждый участник имеет доступ к информации, способен выйти на рынок со своим продуктом, не может оказывать существенное влияние на его структуру. Такая модель рассматривается в теории, чтобы определить эталон, к которому необходимо стремится.

Статья: Проблемы ограниченности информации и структура рынка
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В практической деятельности преобладает несовершенная конкуренция, которая имеет следующие формы:

  • Монополия - структура, при которой рынком владеет один продавец.
  • Монопсония или рыночная структура одного покупателя.
  • Олигополия – форма рыночных отношений, при которой на рынке действует от 2 до 20 предприятий, производящих сложную высокотехнологическую продукцию.
  • Олигопсония – рынок нескольких покупателей.
  • Монополистическая конкуренция – структура множества продавцов, каждый из которых стремится к монополизации своей доли рынка.
Замечание 1

Критериями обособленности каждой структуры рынка является количество и величина, составляющих ее производителей, а также тип выпускаемой ими продукции и степень доступности информации о них.

Роль информации в экономике

Определение 2

Информация представляет собой сведения о предмете, объекте, событии или явлении вне зависимости от формы их представления.

«Проблемы ограниченности информации и структура рынка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Существует множество определений этого понятия, так как информация используются в различных сферах жизни общества. Чаще всего под ним понимается набор знаний, которые могут восприниматься человеком как отражение духовного и материального мира в процессе коммуникации.

Информация в экономике в последние десятилетия занимает особое место. Хозяйственная деятельность субъектов составляет основу экономики. Экономические агенты действуют в условиях неопределенности, сталкиваются с риском неполучения запланированного результата. Информация в экономике является средством снижения влияния негативных факторов. Она помогает уменьшить риски, повысить определенность среды, что благотворным образом сказывается на достижении стратегических целей.

В экономике информация приобретает различные формы. Она может материализоваться в различных предметах и средствах труда, иметь нематериальную форму информационных продуктов, услуг, знаний.

По форме собственности информация, как и любой другой товар, может быть частной или общественной. Достаточно сложно определить границы общественного и частного имущества, если дело касается информации. Это сказывается на юридическом регулировании отношений в сфере обращения информации, а также обеспечения ее защиты.

Информация в качестве экономического блага может выступать в качестве товара или ресурса. Рынок информации имеет свои специфические черты. Продукцией информационного рынка является программное обеспечение, образовательные услуги, достижения науки и техники, консультирование, создание и использование баз данных. Чтобы создать информацию, так же применяется сырье – ранее созданное знание. Отличительной особенностью информации можно назвать ее непотребляемость в процессе производства и передачи покупателю. Она имеет тенденцию к самовозрастанию, обладает высокой мобильностью.

Проблемы ограниченности информации в различных рыночных структурах

Определение 3

Рыночная информация представляет собой набор данных о текущем состоянии экономики, положении конкурентов, ценах, тенденциях, ограничениях и так далее.

Каждая рыночная структура обладает своей спецификой, что сказывается на использовании и потреблении информации:

  1. Монополия является единственным владельцем информации. Она может регулировать объем выпуска, манипулировать ценами, влиять на спрос. У потребителя нет выбора, поэтому он зависим от решений, принимаемых монополистами. Для обеспечения справедливой конкурентной борьбы и доступных цен на товары и услуги, оказываемые монополиями государством, проводится антимонопольная политика. Ее основная задача – обеспечение доступа к благам для всех слоев населения. Особенно это касается естественных монополий.
  2. Информация в олигополии принадлежит нескольким крупным компаниям. Ранее существовали картели, то есть объединения предприятий одной отрасли с целью манипулирования рыночной информацией. Сейчас во многих странах образование картелей запрещено. Однако, на рынке могут возникнуть ситуации, при которых олигополисты могут повысить барьер входа на рынок. Они имеют возможность снизить цену до уровня предельных издержек, так как рынок сбыта между ними уже поделен. Сложность создания новой компании в олигополии заключается в необходимости больших инвестиций и долгосрочности их окупаемости.
  3. Рынок монополистической конкуренции так же способствует сокрытию информации. Каждый участник стремится к монополизации своей доли рынка. Для этого он может использовать различные механизмы, не всегда справедливые. Большое число конкурентов создают асимметрию информации, что затрудняет выбор покупателя, а также ведет к диспропорциям выпуска.
Замечание 2

Проблема ограниченности информации в условиях рыночных отношений заключается в том, что каждый субъект стремится к ее сокрытию с целью получения максимальной выгоды.

Государственное регулирование необходимо для обеспечения справедливой конкуренции в любых структурах. Конкуренция является основным механизмом уравновешивания спроса и предложения, стимулирует инновационную и инвестиционную деятельность. Косвенное и прямое регулирование рынка поддерживает экономический рост и развитие.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot