Сущность международной коммерческой деятельности
Посредством коммерческой деятельности происходит реализация рыночной связи предприятия с контрагентами. В случае, когда данная связь осуществляется с привлечением иностранных контрагентов, деятельность называется международной коммерческой.
Причины, по которым предприятия становятся участниками международной торговли (коммерческой деятельности):
- Потребность в сырье, товарах (услугах) за границей, которые невозможно получить у отечественных производителей (продавцов). При этом фирмы, закупающие товар за границей, становятся импортерами.
- Большая часть предприятий может получить прибыль путем продажи товаров или услуг на зарубежных рынках, при этом они становятся экспортерами.
- Посредничество между покупателями и продавцами, которые находятся в разных государствах (экспортная торговая фирма или импортно-экспортный коммерсант). Эти компании получают прибыль путем использования разницы цен мирового рынка и условий международного разделения труда.
Целью международной коммерческой деятельности любой фирмы является получение той прибыли, которую никак нельзя получить при осуществлении коммерческой деятельности в своем государстве (нет спроса, рынок насыщен и др.)
Содержание международной коммерческой деятельности включает в себя подготовку и проведение операций в сфере международного обмена продукцией, а также результатами научно-технического прогресса.
Проблемы при осуществлении МКД
Вместе с рядовыми проблемами в торговле и коммерции, возникающими в любых типах бизнеса, при осуществлении международной коммерческой деятельности могут появиться дополнительные проблемы, среди которых:
- разная правовая база коммерческой деятельности, несовпадение нормативных документов государств-участников торговли;
- ограничения при проведении валютных операций (конвертация и обмен национальной валюты);
- нестабильность в сфере политики и экономики в ряде государств;
- разные государственные стандарты в области использования сырья, материалов и продукции;
- барьеры бюрократии (сложная система документации, лишние формальности, коррупция);
- барьеры при прохождении таможни (высокий тариф, сложность правил, большие потери времени);
- квоты и лицензии при ввозе и вывозе некоторых групп товаров;
- языковые барьеры, которые обусловлены низким знанием иностранных языков;
- временной и фактор и расстояние, которые проявляются в кредитном риске и времени выполнения контрактов.
Субъекты и объекты коммерческой деятельности
Субъекты международной коммерческой деятельности - физические лица, предприятия, а также компании, которые получили от государства право выхода на внешний рынок.
На сегодняшний день основными субъектами по сфере деятельности являются международные транснациональные корпорации (ТНК), которые определяют характер и принципы коммерческой деятельности на мировом рынке.
Объекты международной коммерческой деятельности - материальные процессы, которые проявляются в обмене продукцией, услугой, а также результатах производственного или научно-технического труда.
При отношениях сторон в коммерческой деятельности не только заключаются и исполняются основные договора (договора купли-продажи), могут совершаться одновременно расчетно-финансовые, платежные операции, заключаться договора перевозки, страхования, залога, хранения, и др.
Система основных и сопутствующих операций на рынке торговая операция, на внешнем — внешнеторговая.
Внешнеторговые операции бывают:
- Экспортная (продажа продукции за рубеж или нерезиденту в национальной территории продавцов);
- Импортная, в процессе которой происходит приобретение продукции из-за рубежа или у нерезидента на территории потребителя.