Конкурентоспособность продукции – это способность продукции отвечать требованиям рынка, на котором она реализуется, и обеспечивать своим производителям получение определенного размера прибыли.
Качество продукции – это основной показатель конкурентоспособности продукции, который отражает совокупность свойств материальных и нематериальных благ, характеризующих степень их пригодности для использования по назначению после реализации на рынке.
Общие сведения о конкурентоспособности продукции
На рынках реализуется большое количество товаров и услуг, которые зачастую предназначены для удовлетворения одной и той же потребности человека. В этой связи возникает необходимость сравнивать их между собой в целях выявления того объекта, который справится со своей задачей (с одной стороны, удовлетворить покупателя, с другой стороны, принести прибыль производителю) лучше остальных. Провести это сравнение позволяет такой показатель, как конкурентоспособность.
Конкурентоспособность – это одно из ключевых понятий экономики, которое дает представление о способности хозяйствующих субъектов существовать на рынке. Конкретный уровень конкурентоспособности продукции, в первую очередь, определяется ее качеством и ценой. В то же время свой вклад в формирование этого свойства продукции вносят общая ситуация на рынке, имидж предприятия, рекламная кампания, мода и др.
Обобщая, можно сказать, что конкурентоспособность определяется наличием или отсутствием конкурентных преимуществ. При этом они могут быть как внешними, так и внутренними. В основе внешнего конкурентного преимущества лежат отличительные черты продукции, которые для покупателей имеют определенную ценность (в плане эмоционально-эстетического удовлетворения). Следовательно, предприятия, формируя внешнее конкурентное преимущество продукции, реализуют стратегию дифференциации и, тем самым, упрочивают свои позиции на рынке, заставляя рынок приобретать свою продукцию по более высокой цене, чем у конкурентов.
Внутреннее конкурентное преимущество основано на снижении издержек производства продукции и на высоком уровне управленческого процесса, что представляет собой ценность уже для предприятия. Оно благодаря данному преимуществу сможет снизить себестоимость своей продукции, вслед за чем повысить собственную рентабельность и завоевать дополнительные доли на рынке за счет снижения цен.
Повышение конкурентоспособности продукции является одной из основных задач, стоящих перед предприятиями. Решить ее можно путем применения способов, приведенных в следующем списке:
- снижение издержек производства продукции;
- определение тех производственных факторов (финансовые, трудовые, природные ресурсы), которыми предприятие оснащено в лучшей степени, чем конкуренты;
- способность предприятия быстро адаптироваться к изменению условий окружающей среды, выражаемая через диверсификацию производства, внедрение инноваций, преодоление дополнительных входных барьеров на рынке и т.п.;
- правильное определение стратегически наиболее эффективных областей хозяйственной деятельности и обеспечение их развития.
Таким образом, высокая конкурентоспособность продукции означает ее превосходство над аналогичными товарами-конкурентами, а добиться этого превосходства можно разными путями. Например, путем повышенного внимания к клиентам или повышения компетентности руководства и персонала предприятия. Однако до сих пор одним из главных способов обеспечения высокой конкурентоспособности продукции остается повышение ее качества.
Общие сведения о качестве продукции
Качество продукции является важнейшим источником конкурентных преимуществ одних предприятий перед другими. Продукция должна иметь такое качество (т.е. совокупность свойств и характеристик), которое отвечает государственным стандартам, техническим условиям, требованиям потребителей и при этом превышает качество продукции предприятий-конкурентов.
Качество продукции определяется посредством фиксации ее основных технико-экономических параметров и их сравнения с изделиями конкурирующих организаций, а также с лучшими отечественными и зарубежными образцами. Эти параметры, как правило, могут быть выражены в количественном формате. Для этого используют специальные показатели следующих категорий:
- обобщающие показатели качества продукции – дают продукции характеристику без учета ее вида и назначения (например, удельные веса продукции по признакам ее новизны, сертификации, экспорта и т.д.);
- индивидуальные (единичные) показатели качества продукции – отражают эстетичность, надежность, технологичность и полезность продукции;
- косвенные показатели качества продукции (например, доля бракованной продукции и сумма штрафов за нее, доля разрекламированной продукции и т.д.).
Изучение качества продукции – это неотъемлемый элемент производственный деятельности. Благодаря данному виду работ определяется не только технический уровень продукции и размер его отклонения от планового, но и факторы, сдерживающие рост ее качества, а также резервы его повышения и способы мобилизации этих резервов.
В случае ухудшения показателей качества продукции предприятию необходимо разработать план мероприятий, по итогам которых ситуация должна быть изменена в благоприятную для предприятия сторону. Как правило, подобные планы включают в себя следующие мероприятия:
- освоение выпуска как новых, так и уже известных прогрессивных образцов продукции;
- модернизация выпускаемой продукции и процесса ее изготовления;
- утверждение на предприятии новых технических условий и прогрессивных стандартов;
- оптимизация производственного процесса, т.е. расширение ассортимента продукции с повышенным качеством и снятие с производства устаревшей продукции.