Инновационные технологии - это набор средств и методов, которые поддерживают реализацию обеспечивающих инновационную деятельность нововведений.
Инновационный процесс и жизненный цикл инновации
В общем виде инновационный процесс включает следующие этапы:
- Разработка - это выдвижение инициатив, предложений, идей или проектов возможного решения каких-либо проблем, которые после соответствующей проработки может вылиться в инновацию;
- Внедрение – подразумевает проведение научно-технической, экспериментальной или организационной деятельности с целью начала инновации и поддержания должного хода ее реализации;
- Распространение – это использование ранее освоенной инновации в новых местах применения или условиях.
Стоит отметить, что указанная последовательность этапов не всегда становится рентабельной с точки зрения временного фактора. Зачастую предприятия их уплотняют или выполняют в параллельном режиме, исходя из его насущных потребностей. С перекрытием перечисленных этапов, их наложением друг на друга можно ускорить разработку, внедрение и распространение инноваций, организовав весь процесс на долговременной основе в режиме «конвейера». Однако, при этом важно учитывать жизненный цикл продукции (инновации). С ускорением научно-технического прогресса сокращается время полезного использования от внедрения различных инноваций. Зачастую подобные изменения могут быть непоследовательными, спонтанными, скачкообразными, что не делает невозможным использование традиционных методов прогнозирования.
Жизненный цикл инновации, связанный с количественными изменениями потребностей, включает пять этапов:
- Для внедрения инноваций необходимо проинформировать потенциального потребителя относительно технико-экономических свойств продукции посредством маркетинга, рекламы и сбытовой деятельности. Одновременно идет обратная связь с замечаниями, опытом и предложениями потребителей в части выпущенной инновации;
- Наращивание производства согласно растущим потребностям наступает как результат стабильного спроса на продукцию, после определения ее требуемых характеристик, отработки производственных и сбытовых процессов, а также наладки послепродажного сервиса;
- Этап зрелости продукции связан с периодом расширения сбыта, интенсификацией и улучшением отдельных производственных, управленческих и сбытовых процессов;
- Насыщение потребностей – это «начало» кризиса продукции, которое вызывают ее технико-экономические параметры. Инновация устаревает и уже не отвечает запросам потребителей, которые наращивают свое давление для того, чтобы получить качественные улучшения характеристик или снижение цены;
- Снижение потребности в инновации связано с повышением требований или с внедрением других инноваций. Для этого этапа характерны значительные трудности со сбытом, отработанное производство чрезмерно обрастает запасами, что приводит к неизбежной его остановке.
Классификация инноваций
Инновации в зависимости от их структуры классифицируются на:
- Инновации на «входе» системы предприятия – их особенность связана с целевым качественным или количественным изменением в выборе сырья, материалов, оборудования и информации.
- Инновации «на выходе» системы предприятия – являются целевым качественным или количественным изменением результатов хозяйствования: выпускаемого изделия, услуги, технологии.
- Структурные инновации предприятия как системы подразумевают изменение производственного, обслуживающего или вспомогательного процесса, не только в части качества или количества, но и в части организации и способа обеспечения.
Помимо этого, инновационные технологии классифицируются по сферам жизнедеятельности предприятия:
- инновационные технологии для создания новых видов продукции или технологий;
- производственные инновации, позволяющие расширить производственную мощность, диверсифицировать производственную деятельность и изменить соотношения мощностей производственных единиц;
- экономические инновации для изменения способов и методов хозяйствования, снижения производственных издержек, улучшения конечного финансового результата;
- торговые инновации, связанные с модификацией торговой деятельности, ценовой политике, предложении дополнительных услуг, расширении сбыта продукции;
- социальные инновации, которые позволяют улучшать условия и характер труда, социальное обеспечение, психологический климат и внутренние взаимоотношения;
- управленческие инновации, позволяющие улучшить организационную структуру, стили и методы принятия решений.
Ступени инновационной политики
Инновационная политика современного предприятия становится залогом его экономического роста и конкурентоспособности. При этом довольно значимыми становятся управленческие инновации, поскольку человек, как носитель управленческой деятельности, выступает основной движущей силой инновационных технологий. На предприятии не может существовать изолированных инноваций, все они связаны друг с другом, осуществляются последовательно и параллельно. Так или иначе внедрение инноваций в одной из сфер деятельности предприятия затронет прочие сферы.
Внедрение инновационных технологий можно условно разбить на ряд ступеней:
- Регенерирование для сохранения и обновления существующих функций производственной системы;
- Целевое приспособление к соответствующим количественным требованиям с сохранением функционала производственной системы;
- Процессы перегруппировки или организационных изменений с целью обеспечения наилучшей организации системы производства;
- Проведение адаптационных изменений для взаимного приспособления элементов системы, позволяющие повысить ее эффективность в целом;
- Новый вариант инновационных технологий с частичным функциональным изменением производственной системы, появление «варианта» с полезными свойствами или новыми параметрами;
- Инновации нового «поколение» с изменением большей части первоначальных свойств системы при сохранении ее базовой концепции;
- Новый «род» инновационных технологий с коренным изменением функциональных свойств производственной системы, меняющим ее основные функциональные принципы.