Услуга как одна из форм экономического блага
Услуга – это вид экономического блага, предоставляемого не в виде вещей, а в форме деятельности.
Услуга является нематериальным товаром. Однако, регулирование отношений в сфере услуг, как и в сфере материального товарооборота, осуществляется одним законом. В РФ это «Закон о защите прав потребителя». В более узком смысле услуга представляет собой вид предпринимательской деятельности, которая позволяет удовлетворить потребности покупателей. Сюда не относят взаимодействие на основе трудовых договоров.
Товар в экономике представляет собой результат труда, задействованный в обмене между продавцом и покупателем. Материальный товар проходит все стадии производственного процесса, а именно, создание, распределение, сбыт и конечное потребление. Отличительной особенностью услуги является ее нематериальная природа. Кроме того, она производится, продается и потребляется в момент времени, когда между продавцом и покупателем осуществляется взаиморасчет.
Услуга включает в себя следующие элементы:
- Согласование будущей услуги через ее проектирование и создание.
- Непосредственное исполнение услуги.
- Приемка услуги покупателем.
Экономическое развитие, усиление роли высоких технологий привело к появлению принципиально новых форм услуг. Однако, в экономической теории к видам услуг относят формы деятельности, связанные с поставкой материального товара. Услуга может возникать в процессе поставки нематериального блага. Так же услуга может проявляться через создание для потребителей комфортабельных особенных условий.
Услуги могут быть бытовыми, направленными на удовлетворение бытовых потребностей человека. Социально-культурные услуги удовлетворяют духовные и интеллектуальные потребности общества. В соответствии с субъектом, оказывающим услуги, выделяют: коммерческие, государственные, взаимные, анонимные, длительные, бесплатные и иные виды услуг.
Особенности работы предприятий в сфере услуг
Предприятия, создающие услуги, как инструмент формирования добавочной стоимости, работает в сфере сервиса. Для потребителей эта сфера включает в себя:
- Бытовые услуги.
- Жилищно-коммунальные услуги.
- Пассажирские перевозки.
- Связь.
- Спортивные мероприятия.
- Медицинские услуги.
- Культурные мероприятия.
- Юридические, страховые, финансовые услуги.
- Образовательные услуги.
Услуга является неосязаемым товаром. Чтобы повысить спрос на собственные услуги, продавец может сделать их более осязаемыми, формализовать для клиента. Производство услуги неотделимо от ее источника, а ее качество не стабильно. Еще одной особенностью услуги является ее несохраняемость. В сфере услуг действуют преимущественно малые предприятия, связанно это с индивидуализацией продукции, ее трудоемкостью. Вышеперечисленные особенности отрасли услуг влияют на функционирование предприятий. Для того, чтобы хозяйственная деятельность компании была эффективной, важно соблюдать ряд условий. Расположение предприятия зависит от концентрации спроса. Услуга полностью ориентируется на потребности покупателя, в противном случае, ее просто не будут покупать. Потребители определяют объем выпуска услуг. Еще одной особенностью производства является сложность отслеживания качества работы персонала. Происходит смешение маркетинга и производства.
Предприятия в сфере услуг могут иметь различные формы собственности и хозяйствования. Они могут специализироваться на определенном виде сервиса, либо оказывать комплексные услуги. Специфика нематериальной сферы выделяет два типа производства – единичный тип и смешанный, единичный и серийный типы производства. Предприятия сферы услуг различаются по форме сбора и реализации заказов, времени работы, методу обслуживания, а также по качеству предоставляемых услуг.
Экономические проблемы предприятий сферы услуг
Сфера услуг в мире выходит на первый план. В развитых странах около половины ВВП создается в сфере обслуживания и интеллектуальной собственности. Россия относится к развивающимся странам, где превалирует добывающая и перерабатывающая промышленность. Наиболее развитыми направлениями сферы услуг являются торговля и транспорт. На финансовые, юридические, страховые и иные услуги приходится небольшая доля участия в валовом внутреннем продукте. Несмотря на существенное отставание от развитых стран, в России достаточно быстро распространяются мировые тенденции. Одной из них является активное внедрение продукции высоких технологий в повседневную жизнь человека.
Информация стала одним из факторов производства, представляя собой не только средство труда, но и востребованный товар. Развитию сферы услуг в России так же способствует открытие рынка, либерализация условий внешней торговли.
Основная проблема развития сферы услуг в России заключается в разнице между регионами. Если в развитых странах проблемы регионов и национальной экономики идентичны, то в российской действительности дела обстоят несколько иначе. Большое влияние на сферу оказывает географическая особенность региона, платежеспособность населения, удаленность от центральных регионов и так далее. Основная проблема связана с ценообразованием на услуги и серьезной разницей доходов в населенных пунктах отдельных регионов.
Так как предприятия, оказывающие услуги, являются в основном субъектами малого и среднего бизнеса, они сталкиваются с негибкостью налоговой политики государства и иными барьерами, возникающими на внутреннем рынке. Решение данной проблемы возможно за счет субсидирования и поддержки предприятий малого бизнеса.
Кроме того, представители бизнеса часто сталкиваются с нехваткой информации, отсутствием доступа к ней. Законодательная база страны в части регулирования сферы услуг является неразвитой. Проблема управления качеством услуг стала продолжением проблем начального этапа становления рыночных отношений.