Понятие внешних эффектов в экономике
Внешние эффекты – это экономическая ситуация, при которой сопутствующая прибыль или расходы не отображаются в конечной цене блага.
Особенность внешних эффектов заключается в том, что стороны взаимодействия будут нести потери или наоборот получать выгоду, но каждый по отдельности. То есть, при негативных последствиях для одного лица, другое получит выгоду и наоборот. Примером может послужить градообразующее предприятие, которое своей перерабатывающей деятельностью отрицательно сказывается на экологии района. При этом, если руководством предприятия будет принято и реализовано решение по строительству дороги, то это принесет выгоду как для предприятия, так и для населения близлежащих территорий.
Следующий перечень величин характеризует экономические внешние эффекты:
- Предельный показатель социальных выгод – MSB
- Показатель предельных частных выгод – MPB
- Показатель предельных социальных издержек – MSC
- Показатель предельных частных издержек – MPC
Возникновение внешних эффектов является продолжением несовпадения величин частного и социального характера. Практическим примером внешнего эффекта может стать обмен между двумя лицами, последствия которого лягут на третье лицо. При этом третье лицо совершенно не задействовано в сделке, но испытывает негативный или положительный эффект от нее.
Появление внешних эффектов является продолжением ситуаций, свидетельствующих о рыночной несостоятельности. Стремление к выгоде и получению прибыли в данном случае не способствует эффективному использованию имеющихся ресурсов. В такой ситуации рыночная информация, поступающая в виде цен, искажается.
Отрицательный внешний эффект ведет к общественным потерям, их так же называют экстернальными затратами. Частный производитель расходует согласно своему производственному плану, при этом общество теряет больше, чем производитель. При положительном эффекте производитель несет выгоду обществу, теряя собственные возможности увеличения дохода.
Рассмотрим пример. Выпуск одной тонны стали обходится предпринимателю в сто долларов, которые уходят на оплату сопутствующих расходов. Для того, чтобы предприятие могло функционировать цена на сталь не должна быть ниже 100 долларов за 1 тонну. Однако, помимо производственных затрат частный предприниматель несет дополнительные затраты, например, на установку очистительного оборудования для снижения количества вредных выбросов в атмосферу. Негативное влияние завода на окружающую среду оказывает воздействие на качество жизни жителей, чьи дома расположены недалеко от предприятия. Эти жители несут экстернальные издержки, которые в экономике учитываются как расходы при создании 1 тонны стали.
Допустим, с экономической точки зрения загрязнение окружающей среды обходится в 20 долларов на каждую тонну выпущенной стали. Тогда ее себестоимость составит 120 долларов с учетом экстернальных издержек. Рыночная цена, как правило, учитывает только издержки производителя. То есть, потребители будут считать, что цена уже включает в себя издержки на очистку окружающей среды, что стимулирует их к приобретению большего количества стали. Снизится эффективность использования стали, а значит, ресурсов необходимых для ее создания. Именно так проявляется отрицательное воздействие на рыночную информацию внешних эффектов.
Графическое представление внешних эффектов
Для целей макроэкономического анализа часто используется метод графического отображения процессов и явлений экономики. Для описания действия внешних эффектов так же можно воспользоваться этим методом. Предельные внешние выгоды на графиках обозначены $MEB$, а предельные внешние издержки $MEC$.
При этом предельные внешние выгоды $MEC = MSC$ (предельные социальные издержки) – $MPC$ (предельные частные издержки), а $MEB$ = $MSB$ (предельные социальные выгоды) – $MPB$ (предельные частные выгоды)
Рисунок 1. Графики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На рисунке график a – отрицательный эффект, график b – положительный эффект.
Рассмотрим зависимости на графике, соотнеся его показатели с деятельностью цементного завода. Объем выбросов в атмосферу будет зависеть от интенсивности и объема производства. На графике а) рыночное предложение завода без учета экстернальных издержек жителей близлежащих территорий показано линией $S_1$. Прямая $S_2$ показывает объем предложения с учетом социальных издержек. Объем выпуска $Q_2$ превышает $Q_1$, и показывает перепроизводство благ, а значит, увеличение внешнего отрицательного эффекта. Если производитель оплатит социальные издержки, то цена цемента возрастет, а объем выпуска уменьшится. Произойдет перемещение равновесного состояния рынка из точки $A$ в точку $B$.
Объем нанесенного ущерба можно оценить с помощью издержек $AC$, при объеме выпуска $Q_2$. Тогда ущерб от выбросов отображается прямоугольником $DACP_1$. Когда загрязнения становятся очевидными, и производитель оплачивает социальные издержки, то потребитель получает выгоду $P_2P_1AB$, а производитель $P_2DCB$, тогда треугольник $CAB$ покажет снижение общей экономической эффективности.
Если завод создает экстернальные выгоды для жителей, строя дорогу, то внешний эффект показан на рисунке b. В этом случае завод приравнивает свои выгоды к социальным издержкам, а значит, объем выпуска составляет $Q_1$, что соответствует точке $A$. Разница недополучаемого дохода заводом составляет разницу от прибыли между выпуском объема $Q_2$ и $Q_1$. Если предельные выгоды рассматривать качестве отрезка $CA$, а количество созданных дорог объемом $Q_1$, то внешние выгоды составят площадь прямоугольника $P_1ACD$. При недопроизводстве дорог произойдет снижение выгоды как для потребителей, так и для самого завода, а треугольник $CAB$ покажет недопроизводство цемента, который может принести положительные внешние эффекты.
Причины возникновения внешних эффектов, инструменты воздействия
Рыночная экономика предполагает ограниченную роль государства в экономических процессах. Возникновение внешних эффектов является одной из причин государственно регулирования. С помощью определенных инструментов государство может снизить объем недопроизводства общественно полезных благ, а также изменить степень влияния отрицательных внешних эффектов. Инструментами экономической политики выступают следующие категории:
- Корректирующее налогообложение позволяет приблизить размеры частных и общественных издержек за счет увеличения расходов производителя. Тем самым происходит снижение объемов производства, но увеличение цены на продукцию. Чем ближе ставка налога к общему уровню внешних расходов, тем выше вероятность перехода внешних эффектов во внутренние.
- Государственное корректирующее субсидирование, напротив, приближает частную выгоду к общественной. Это происходит благодаря уменьшения влияния внешних эффектов, обладающих положительным вектором.
Оба инструмента заставляют производителя учитывать внешний эффект от его деятельности, а значит, выпуск приближается к оптимальному, с точки зрения общего экономического состояния. По-другому дело обстоит с подакцизными товарами. Спрос на них неэластичен, то есть изменение цены практически не оказывает влияние на объем потребления. Чтобы компенсировать негативные внешние эффекты от употребления алкоголя и табачных изделий, государству необходимо перенаправлять средства налогоплательщиков в социальную сферу для компенсации негативного воздействия на здоровье граждан. Существуют такие блага, которые сложно обложить налогом или компенсировать за счет субсидий. Эти блага становятся общественными и полностью потребляется коллективными усилиями вне зависимости от его оплаты.
Причиной возникновения внешних эффектов принято считать разницу между частными и общественными выгодами или издержками, однако, они не полностью отражают существующее положение дел. Вследствие ограниченности ресурсов между субъектами возникает конкуренция, которая заставляет производителей использовать различные методы преобразования имеющихся ресурсов. Причиной конкуренции становится факт отсутствия собственности на ресурс, его доступность для всех участников производства. Если бы права владения были установлены, то учет издержек и внешних эффектов был бы намного упрощен. То есть, внешних эффектов не существовало бы, а, например, чистый воздух, продаваемый обществом заводу, учитывался в себестоимости его продукции.
То же правило распространяется на положительные внешние эффекты. Если лицо, приносящее общественную пользу могло установить цену на этот дополнительный эффект, то оно включило бы его в цену продажи, чтобы компенсировать свои издержки. То есть, причиной возникновения внешних эффектов можно назвать отсутствие имущественных прав на ряд ресурсов.
Получается, что внешние эффекты связаны с величинами, которые могли бы стать предметом несуществующих в реальности рынков. Кроме того, очень сложно определить объект хозяйствования, который оказал негативное воздействие окружающую среду и является причиной, например, кислотного дождя.
Проблема внешних эффектов связана со снижением общественной полезности. В итоге цена на одни ресурсы снижается, а на другие увеличивается. Колебание цены напрямую зависит от альтернативных способов использования ресурсов. Для того, чтобы уравновесить выгоды или затраты частные с выгодами или затратами общественными экстерналии стремятся перевести в интерналии, то есть во внутренний эффект. Чтобы снизить отрицательный внешний эффект предпринимаются действия по уменьшению объема выпуска, но увеличению цены на благо. Положительный эффект ведет к увеличению выгоды частного производителя. Для уравновешивания частной и общественной выгоды применяют инструменты, снижающие общую неэффективность.
Таким образом, внешние эффекты являются следствием неустановленных прав на ресурсы, которые доступны всем хозяйствующим субъектам. Установление имущественных прав позволило бы включать ресурсы в себестоимость, то есть переводить экстерналии в интерналии.