Внешнеторговые связи — это торговый обмен промышленными и продовольственными товарами, а также услугами (туристские, транспортные и пр.) и интеллектуальной собственностью.
После событий на Украине в 2014 году внешнеторговые связи России и ЕС во многом зависят от характера двухстороннего политического диалога. Результатом этого стала временная заморозка некоторых механизмов сотрудничества, однако при этом Россия - территориальный партнер стран Европейского союза и стратегически важный игрок, способствующий решению глобальных и местных проблем.
Торгово-экономические отношения
В 1997 году был принят основной документ, определяющий приоритеты политических и экономических отношений ЕС и России, таким документом стало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Основные цели данного Соглашения связаны с развитием торговли, инвестиций и экономических отношений в целом между Европейским союзом и Россией. Предполагалось дальнейшее заключение нового соглашения, которое было бы направлено на всестороннее расширение двусторонних взаимоотношений. В основу нового соглашения предполагалось заложить правила Всемирной торговой организации, предсказуемость, стабильность и сбалансированность которых позволила бы развивать торгово-инвестиционные отношения. Начавшиеся в 2008 году переговоры относительно нового Соглашения прекратились в 2010 году по причине отсутствия прогресса договоренностей в части торговли и инвестиций.
Приостановка переговоров в части нового соглашения, а также незаконная аннексия Крыма Россией привели к тому, что некоторые части заключенного в 1997 году Соглашения перестали применяться. Несмотря на позитивное влияние присоединения России к ВТО в 2012 году, внешнеторговые связи с ЕС ухудшились в силу последствий новых требований России по локализации производства, политики импортозамещения, ухудшения экономической и политической ситуации в нашей стране. Все это привело к снижению объемов двусторонней торговли ЕС и России за последние 7 лет, начиная с 2012 года. Это передвинуло Россию с 3-его на 4-ое место среди главных торговых партнеров Европейского союза.
Стоит отметить, что европейские страны до сих пор остаются основным торговым партнером для нашей страны: товарооборот с ЕС составляет более 40% всей российской торговли. Россия в общем объеме товарооборота ЕС составляет около 6%. Ключевой статьей импорта России в страны Евросоюза остаются энергетические товары, на долю которых приходится около 70% общего объема импорта продукции.
Европейский союз - ключевой инвестиционный партнер России. Так, сумма общего объема прямых накопленных иностранных инвестиций Россию из стран ЕС составляет порядка 230 млрд. евро. Однако, доля Евросоюза в общей сумме прямых инвестиций в России постепенно снижается: с 73% на начало 2014 года до 64.7% на начало 2020 года.
Страны Европейского Союза являются крупнейшими в мире импортерами и экспортерами продуктов питания. Тесное сотрудничество с международными организациями, консультации и своевременная помощь своим торговым партнерам позволяют ЕС выпускать безопасные продукты питания, соответствующие одинаковым стандартам безопасности независимо от страны их происхождения.
Сотрудничество в области энергетики
В основе политики Евросоюза в сфере энергетики по отношению к такому важному внешнему партнеру, как Россия, заложена концепция Энергетического союза, цели которой связаны с повышением безопасности, экологичности и доступности энергии. Предполагается дальнейшая перестройка Европейских климатических и энергетических систем, для того чтобы энергетическая политика полностью отвечала требованиям Парижского соглашения об изменении климата. Стратегию Евросоюза в части энергетики описывают следующие тесно взаимосвязанные аспекты, дополняющие друг друга:
- требование безопасности, солидарности и доверия;
- полная интеграция на внутренние энергетические рынки;
- высокие показатели энергоэффективности;
- положительное воздействие на климат через снижение предприятиями углеродных выбросов;
- постоянное внимание исследованиям, инновациям и конкурентоспособности.
Россия - крупнейший экспортёр газа, нефти, угля и урана в Европейский союз, что, безусловно, делает ЕС в свою очередь крупнейшим внешнеторговым партнёром нашей страны.
Европейский Союз оказывает содействие России в развитии ключевых рыночных принципов энергетического сектора, связанных со стратегией энергоэффективности и энергосбережения, поощрением и защитой инвестиций, правом доступа к транспортной и энергетической инфраструктуре, независимостью операторов от естественных монополий, отраслевым регулированием и реформированием монополий.
Вероятные риски ухудшения внешнеторговых связей России и ЕС
Основные риски, вытекающие из существующих тенденций развития внешнеторговых связей Росси и ЕС:
- Ухудшение ситуации в сфере безопасности, деградация системы мероприятий для укрепления доверия, гонка вооружений в высокотехнологичных сферах;
- Конкуренция за влияние в странах постсоветского пространства: Восточная Европа, Южный Кавказ и Центральная Азия, а также негативное развитие ситуации и расхождение позиций в части урегулирования положения на Донбассе;
- Субрегиональная конкуренция России и ЕС;
- Информационная война в Европе (согласование «черного списка» СМИ России с последующим расширением списка европейских «нежелательных организаций»); риски новых расследований в отношении России в связи с обвинениями во вмешательстве в выборы, в спонсорстве сепаратистов и экстремистов.
- Процессы дальнейшей политизации энергетического сотрудничества обеих сторон.
- Столкновение европейских и российских интересов в ряде регионов мира: Африке и Латинской Америке. Особенная проблема может быть связана с российско-европейской конкуренцией относительно преференциальных отношений с Турцией.
Кроме описанных рисков, по прогнозам мировых экспертов развитие эпидемии коронавируса может негативно повлиять не только на развитие внешнеторговых связей России с ЕС, но и на всю мировую экономику в целом.