Японская экономическая модель не имеет смысла, если рассматривать ее по частям, поскольку значение какой-либо одного элемента экономики определяется ее отношениями с другими частями. Однако для анализа попробуем выделить её составляющие.
Характеристика японской модели смешанной экономики
Токийский фондовый рынок, в отличие от нью-йоркского, представляет собой экономически-незначительную сторону реального действия перемещения капитала, поскольку большинство капитала выделяется банками, даже когда они используют биржу в качестве форума для ее выполнения.
Капитализму нужны плутократы, ведь кто-то должен владеть производственными активами с целью максимизации своей прибыли, некоторые из тех, кто это сделает, будут блестяще успешными, поэтому кто-то должен быть богат. Но японцы это считают расточительным, поэтому их модель спроектирована таким образом, что корпорации, по сути, в значительной степени владеют собой. Даже когда есть номинальные внешние владельцы, корпорации управляются так, что основная часть богатства, генерируемого корпорацией, перетекает либо к доходам нынешних работников, либо к инвестициям в будущую конкурентную силу компании.
Большинство корпоративных капиталов в Японии принадлежит банкам, а банки в основном принадлежат не акционерам, а другим компаниям в одной и той же кейрецу или промышленной группе. все это круговое и частное владение средствами производства. Здесь японская модель выглядит как изощрённая насмешка над капитализмом и социализмом.
Япония имеет очень высокую норму сбережений, и это является результатом преднамеренной государственной политики и лингапии всей системы. Причем японское правительство намеренно направляет сбережения в ограниченное число финансовых учреждений, находящихся под его контролем, просто за счет того, что деньги девать больше некуда.
Японское государство стремятся поставлять огромные объемы дешевого капитала в промышленность для наращивания своей долгосрочной производственной мощности.
В японской модели воспроизводство общества в целом с сильными отраслями промышленности (высокая заработная плата, безопасная занятость, сильный платежный баланс) важнее, чем возврат капитала с прибылью индивидуальным инвесторам, хотя последнее должно в некоторой степени соблюдаться,
Банки Японии находятся в центре промышленных групп, называемым кейрецу, и связаны с сложными сетями промышленного опыта и просматривают несколько уровней их управления. Большая часть системы даже не знает, что она централизованно спланирована и не нуждается в таком знании.
Успешная экономика требует мотивирующих эффектов разницы в оплате труда и возможностей накопления частного богатства. Но в данной модели считают, что экономические награды действуют в социальном контексте и что социальные награды за экономические достижения могут быть столь же эффективными, как наличные деньги.
Если все, что платится людям, это деньги, становится очень дорого поддерживать свою мотивацию, когда они поднимаются по шкале доходов. Сколько денег общества должно болтаться перед миллиардером, чтобы заставить его выделить еще пять часов в неделю от досуга на работу, необходимую для управления той частью экономики, которой он владеет?
Японцы поняли, что то, что люди в основном преследуют на рабочем месте, - это не только и не столько деньги, сколько уважение окружающих их людей и, следовательно, поддерживать сложную экономику уважения в дополнение к экономика. Разница в доходах между японским генеральным директором и работником конвейера в его компании намного меньше, чем в Америке, но разница в социальном статусе намного выше.
Люди из Токийского университета, которые управляют Японией, проходят и впитывают:
- элитарное образование, сопровождаемое длительным ученичеством и сочетающееся с относительным материальным аскетизмом;
- безжалостный контроль других опекунов;
- жесткие внутригрупповые правила поведения;
- руководящую идеологию национализма.
1Одним из ключевых преимуществ системы Japans является то , что она позволяет использование долгосрочного горизонта принятия экономических решений. Поскольку капитал выделяется бюрократами , а не нетерпеливыми акционерами и паевыми фондами, нет давления на краткосрочную прибыль
Поскольку каждая кейрецу связывает компании со своими поставщиками и потребителями, расположенными вверх по технологической цепочке, это приводит к смещению отношений между потребителями и поставщиками в долгосрочную перспективу.
Каждая кейрецу содержит в себе компании в широком спектре отраслей, банк на своей вершине может опираться на широкий спектр надежных и проприетарных знаний относительно надлежащего распределения временно свободного капитала. Так как кейрецу фактически создает монопсонию для покупки элитного исполнительного труда, они могут избежать проблемы, с которой американские компании сталкиваются с дорогостоящими войнами в торговле для исполнительных талантов.
Японское правительство, понимает, что если оно ожидает, что компании обеспечат полную занятость, он должен предоставить им средства для достижения устойчивого конкурентного преимущества, и делает это, гарантируя им поставку дешевого капитала, как объяснялось выше, путем их защиты от иностранной конкуренции и другими способами.
Пожизненная занятость также дает компаниям стимул вкладывать средства в предоставление своим работникам дорогостоящей технической подготовки, поскольку они знают, что рабочие не смогут просто прыгнуть к сопернику, когда они у него есть. Поскольку высококвалифицированная рабочая сила является одним из абсолютных ключей к успеху в любом продвинутом секторе экономики, это очень важно.
Японцы остро осознавали марксистский вызов капитализму, и они усвоили эту проблему, серьезно подорвав отчуждение непосредственного производителя от средств производства.
Итак, японская модель - это система, поэтому нельзя просто скопировать любую ее часть и ожидать, что она будет работать вне ее исходного контекста.
Возможно, японская система - это капитализм, в котором частный капитал не является доминирующим организационным принципом экономики.