Третичный сектор экономической сферы: сущность и особенности
В период с 1935 по 1949 годы в западной экономике активно развивалась теория трех секторов, разработанная Фишером и Кларком. В ней третичный сектор экономики представляет собой всю сферу, которую мы в современном мире привыкли называть «сферой услуг». Также в него входит сфера образования и туристический бизнес, который в особой степени развит сейчас, когда человек имеет возможность перемещаться по всему миру практически беспрепятственно.
В богатых странах именно третичный сектор является доминирующим. Он относится к третьей стадии развития государства, когда в экономике доминирует сфера услуг, которые доступны практически каждому жителю государства. Именно с ней еще один исследователь этой области, Фурастье, связывал мечту о новом этапе в развитии и преобразовании в сфере образования и культуры. Особая роль отведена гуманизации общества, что позволит преодолеть минимальный порог бедности и вывести государство на совершенно новый уровень.
Третичный сектор включает в себя всю совокупность тех видов деятельности, в которых человек способен реализовать свои знания. Это происходит для того, чтобы улучшить такие показатели, как:
- эффективность труда,
- его производительность,
- потенциал сотрудников
- стабильность трудовой деятельности.
Благодаря методике оценки этих качеств есть возможность рассмотреть производство в соотношении с остальными и выявить его конкурентоспособность на внутригосударственной арене, а также на международных рынках производства.
Отрасли, которые входят в состав третичного сектора, не дают готовый продукт, а предоставляют услуги, либо являются посредником между изготовителем и потребителем готовой продукцией.
Ранее в состав третичного сектора включали обработку полученной информации, но на сегодняшний день все имеющиеся операции рассматриваются по отдельности друг от друга. Это связано с появлением так называемой концепции «экономики знаний». Она является совершенно новым этапом развития современного общества, которое вышло в период постиндустриализации. Поэтому информацию и ее обработку принято соотносить со следующим, четвертичным сектором экономики.
Сегодня экономисты не усложняют уже разработанную концепцию Фишера-Кларка, поэтому третичный сектор, как и 70 лет назад, так и сейчас не расширяется и не сужается (кроме исключения из него информации). Он включает в себя услуги, которые предоставляются не только предприятиям, но также и конечным потребителям, то есть нам с вами. Это может быть транспортировка товаров от производителя к потребителю, а также борьба с наиболее неблагоприятными факторами. Помимо этого, в спектр интересов третичного сектора входит организация развлекательных мероприятий для привлечения новых клиентов (как физических, так и юридических лиц). Тем не менее, основное внимание уделяется именно взаимодействию с людьми и их максимально эффективному обслуживанию с целью повышения своего рейтинга.
Характеристики четвертичного сектора экономики
Необходимость выделения нового, четвертичного сектора экономики, возникла в связи с увеличением числа фондовых и товарных бирж, инвестиционных компаний и банков.
Именно эти экономические организации сегодня играют важную, и, по сути, определяющую роль в современной экономической сфере. Они предоставляют финансовые услуги прочим фирмам и организациям, которые затем напрямую взаимодействуют с потребителем и удовлетворяют их наиболее актуальные потребности.
Таким образом, услуги бизнес-системы можно рассматривать в качестве косвенного элемента, влияющего на производственные процессы третичного сектора экономики.
Выделение услуг для бизнеса в отдельный, четвертичный сектор, связано напрямую с современной тенденцией, которая характеризует переход к совершенно новой системе организации производства. При этом, она также характеризуется двумя очень важными особенностями:
- Углубление специализации на каждой стадии производства, дальнейшая перевозка и сбыт произведенной продукции. Это приводит к появлению более обособленных видов деятельности, которые невозможно приравнять к услугам, которые предоставляются в третичном секторе. Здесь же ответим, что чем выше технологический или организационный уровень развития так называемой «цепочки стоимостей», которые назначает фирма, тем сложнее стыки в этой цепочке: они отличаются структурой, где каждый этап зависит от остальных этапов;
- Стремление руководства организаций к использованию преимуществ, которые могут сделать специализацию сильнее и конкурентоспособнее. Это условие выполняется при исполнении высококвалифицированных и усложненных операций по обслуживанию среднего и малого бизнеса, а также наиболее крупных корпораций. Также это напрямую связано с осознанием всей ответственности и важности роли четвертичного сектора в условиях жесткой конкуренции как на национальных, так и на международных рынках.
Разговор об условиях деятельности четвертичного сектора был бы неполным, если бы мы не упомянули также о специфических видах деятельности, которые выполняет руководство крупных организаций и корпораций. В современных условиях эта деятельность регламентирована и строго специализирована в зависимости от отрасли, в которой действует организации. Как правило, она может быть даже пространственно отделена от непосредственных производительных процессов, которые характеризуют организацию. Это не похоже на обычный контроль и управление, так как руководство нацелено на разрешение наиболее нестандартных операций и проблем, передавая рутинные и повседневные задачи управления на более низкий уровень. Это не значит, что они полностью выпадают из поля зрения руководства, поскольку оно по-прежнему контролирует их, но скорее не на этапе разрешения, а на этапе уже имеющегося и исполненного решения, чтобы оценить эффективность результата и поставить перед сотрудниками новые, более глубокие и злободневные задачи и проблемы.