Сущность деления экономики на сектора
Изучение хозяйственной системы страны является одной из важнейших задач теоретической экономики. На этом уровне формируются совокупные показатели деловой активности, соотношения спроса и предложения, общего дохода и других величин, дающих понимание об успешности системы и тенденциях к ее росту. Сама национальная экономика является сложным структурным объектом, состоящим из множества элементов и взаимосвязей между ними. Для удобства изучения процессов и закономерностей хозяйственной системы страны принято ее разбивать на сектора.
Сектор в экономике является условным объединением схожих по целям, функциям, методам осуществления хозяйственной деятельности, источникам финансирования, институциональных субъектов.
В зависимости от целей исследования могут применяться различные методы классификации секторов. Например, по типу собственности выделяют государственный и частный сектора. Если за основу берется производственный цикл товара, то говорят о первичном, вторичном, третичном и четвертичном секторах. Так же классификация может осуществляться относительно рода хозяйственной деятельности. Здесь речь идет о производственном, непроизводственном и финансовом секторах.
Наиболее часто сектора экономики классифицируются по субъекту, вступающему в хозяйственные отношения. Выделяют следующие виды секторов:
- Государственный – сектор, занимающийся созданием общественных благ, защищающий права каждого участника системы.
- Домашних хозяйств – сектор, который формирует предложение факторов производства. Этот сектор так же является основным потребителем экономических благ.
- Предприятий – сектор, производящий основную массу продукции и услуг. Он обеспечивает доходы казны, потребляет услуги населения, удовлетворяет потребности общества в материальных благах.
- Внешних экономических агентов - сектор, представленный хозяйствующими субъектами иностранных государств, которые имеют экономические связи с резидентами страны.
Понятие и особенности реального сектора экономики
Реальный сектор экономики представляет собой подсистему хозяйства страны, где происходит создание, распределение, последующий обмен и конечное потребление продукции или услуг. Как известно, производственный процесс всегда сопровождается встречным движением финансовых средств, поэтому реальный сектор экономики всегда отделяется от финансового сектора. Однако, результаты хозяйственной деятельности субъектов реального сектора всегда определяются в денежных единицах, так как их целью является получение прибыли.
Работу реального сектора обеспечивает инфраструктура, представленная двумя направлениями:
- Производственным, занимающимся непосредственным созданием благ и их последующей реализацией.
- Непроизводственным, т. е. не создающим благ.
Непроизводственное направление занимается научными разработками, которые впоследствии могут быть внедрены в работу предприятий, тем самым повысив производительность труда. К этой сфере так же относят государственное оказание услуг по защите интересов хозяйствующих субъектов. Сюда входят предприятия социальной сферы, которые повышают потребительский уровень общества, способствуют формированию новых отношений между покупателем и продавцом. Таким образом, непроизводственный подсектор обслуживает интересы хозяйственных субъектов реального сектора, а так же позволяет сохранять относительный баланс в экономике страны.
Совокупное производство в рамках одного государства может объединять субъекты, производящие однородную продукцию, либо имеющих схожий рынок сбыта. Такое объединение называется отраслью. В зависимости от процентного соотношения тех или иных отраслей народного хозяйства можно сделать выводы о направленности экономики страны и тенденциях ее развития.
Кроме того, структура реального сектора во многом определяет экономическую устойчивость страны. Наибольший доход приносят отрасли ориентированные на экспорт. Спрос на внутреннюю продукцию страны говорит о ее высоком уровне конкурентоспособности, что так же является показателем эффективности национальной экономики. Другие отрасли ориентированы на удовлетворение потребностей собственного общества, как правило, сюда входят сферы деятельности, не приносящие сверхдоходов.
Проблемы реального сектора экономики России
Успешность реального сектора российской экономики во многом зависит от его структурного устройства. В зависимости изменений в соотношении долей отраслей народного хозяйства, меняется состав и система реального сектора. При этом в долгосрочном периоде он сохраняет относительную устойчивость и стабильность функционирования. Стоит так же отметить, что система всегда находится под влиянием факторов внешней среды и своих внутренних изменений.
Если рассматривать реальный сектор России, то в настоящий момент он переживает этап интеграции в мировую экономическую систему. На отставание данного сектора от аналогичных секторов западных стран, прежде всего, повлиял недавний переход к рыночным отношениям. Стихийная приватизация привела в упадок научную сферу, сферу технических разработок, а так же отрасли социального обеспечения, что сказалось на успешности производства и защищенности населения.
Другая проблема сектора заключается в том, что российская экономика является зависимой от первичного производства, то есть добычи, экспорта нефти и газа, а так же электроэнергии. В развитых странах взят ориентир на переход к наукоемким отраслям, что делает экономику более устойчивой и не зависящей от хозяйственных кризисов мировой системы.
Продукцию реального сектора отличает низкая конкурентоспособность. Множество отраслей работает на внутренний рынок и не может экспортировать свою продукцию, так как она уступает по качеству и цене тем продуктам, которые представлены на международном рынке. Все это влияет на снижение инвестиционной привлекательности реального сектора России. Кроме того, иностранные инвесторы сталкиваются с несовершенством законодательной системы, затрудняющей работу на фондовом рынке страны.
Для преодоления вышеперечисленных проблем необходимо решить следующие задачи:
- провести модернизацию технологического оснащения производственного сектора;
- внедрить изменения в отраслевой структуре;
- реформировать территориальное размещение предприятий;
- совершенствовать законодательную базу для предпринимателей;
- обеспечить защиту интересов хозяйствующих субъектов.
Эти изменения приведут к структурным сдвигам во всем реальном секторе экономики, позволят повысить производительность труда, внедрить новые технологии и более совершенные продукты.