Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стратегическая карта компании с примерами

Определение 1

Стратегическая карта – это основополагающий компонент системы сбалансированных показателей компании, в которой отображаются ключевые цели будущей деятельности, универсальный инструмент, позволяющий гарантировать осуществление стратегии фирмы.

Предназначение стратегической карты компании

В 1990 году при проведении исследования по теме «Показатели деятельности организации будущего» Н. Нортоном и Р. Капланом осуществлялся поиск причин плохого осуществления достаточно хороших стратегий. В результате была разработана концепция, получившая название Система сбалансированных показателей (BSC).

Главной идеей данной концепции было то, что предприятия в основном ограничиваются планированием показателей финансовой деятельности, не рассматривая проблемы достижения этих показателей. Разработка стратегической карты на основе метода BSC позволила углубленно рассмотреть подсистемы, которыми можно управлять и создавать с их помощью возможности для достижения целей предприятия.

Особенность метода BSC состоит в построении характерной модели – карты с последовательной проработкой критических условий достижения целей, которые устанавливает стратегия, принятая в компании. Если в компании отсутствует четко сформулированная стратегия, то такая карта не может быть построена. Нортон и Каплан предложили логику, по которой выстраивается причинно-следственная цепочка целей по четырем зонам (перспективам):

  • Финансы;
  • Рынок;
  • Бизнес-процессы внутри компании;
  • Обучение и развитие.

На рисунке 1 представлена последовательность вопросов, с помощью которых можно планомерно построить дерево целей и определить необходимые технологии и ресурсы, позволяющие исполнять рыночные и финансовые цели. Такой подход дает представление о развитии внутренних механизмов и компетенций компании.

Механизм построения стратегической карты. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Механизм построения стратегической карты. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

«Стратегическая карта компании с примерами» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Разработка стратегической карты и ее отрицательные моменты

Перенос стратегии на визуальную карту на сегодняшний день один из наиболее мощных инструментов управления. Основным его преимуществом является изображение на одном рисунке всех целей как общего механизма осуществления стратегии.

Результаты практической деятельности говорят о том, что создание корректной стратегической карты позволяет с легкостью определить важные вопросы эффективности, основные показатели деятельности и стратегические инициативы.

Именно достижение согласованности и четкости в стратегических целях является важнейшей задачей менеджмента, в чем помогает создание стратегических карт.

Однако, не смотря на преимущества стратегических карт, фирмы часто совершают ошибки при их создании.

Важной отправной точкой создания стратегической карты является осмысленное видение миссии и цели компании. Нередко формулировки миссии и цели стандартны. Индивидуальные интервью топ-менеджеров с командой необходимы для подтверждения вовлеченности руководящего состава в процесс создания стратегической карты.

Замечание 1

Современным направлением развития стратегических карт выступает использование стратегических тем, т.е. группировка связанных целей в 4-5 стратегических темы. Данный подход позволяет упростить процессы планирования по целям, оперировать взаимосвязями блоков-тем.

Пример стратегической карты торговой компании

Рассмотрим пример создания стратегической карты торговой компании (Рисунок 2). Она показывает систему причинно-следственных связей, направленную на долгосрочный результат.

В процессе стратегического планирования управленческий состав при учете целей собственников компании и ее миссии с помощью четырех составляющих: финансов, клиентов, внутренней составляющей и составляющей обучения и роста, определяет цели и KPI.

Как видно из рисунка 2, торговая компания следует двум стратегиям: стратегии эффективности и стратегии роста. Для каждой из них определены цели как по финансовой, так и по внутренней составляющей. Чтобы разработать клиентскую составляющую, необходимо определиться, в чем заключается уникальность предложения потребительской ценности, которое выделяет компанию среди конкурентов.

Стратегическая карта 1. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Стратегическая карта 1. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Нортон и Каплан приводят различные примеры элементов, из которых в той или иной фирме состоит потребительская ценность:

  • Низкая себестоимость и низки затраты. К примеру, компания Toyota, позиционирующая себя как производитель автомобилей высокого качества с относительно низкой стоимостью;
  • Лидерство и инновации в разработке продукции. Примером служит компания Intel, акцентирующая внимание на инновациях;
  • Интегрированные решения для клиентов. К примеру, компания Mobil, предлагающая комплексное обслуживание.

Потребительская ценность рассматриваемой торговой компании заключается в ее комплексности, т.е. предоставлении клиентам качественной продукции с доставкой в срок.

На следующем рисунке представлена стратегическая карта, на которой определены не только цели, но и KPI. Стратегия данной компании заключается в стратегии развития.

Стратегическая карта 2. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Стратегическая карта 2. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Для работы стратегической карты необходимо:

  1. Представить ее руководителям компании;
  2. Объединить разработанные цели и показатели в стратегической карте с системой вознаграждения;
  3. Осуществлять контроль на высшем уровне за выполнением поставленных целей и определенных показателей.
Замечание 2

Стратегическая карта является управленческим инструментом, который способствует осуществлению стратегии фирмы и достижению ее целей. В процессе разработки создается определенный командообразующий эффект, т.е. достигается общее понимание высшим звеном управления стратегии и целей компании.

Дата последнего обновления статьи: 30.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot