Понятие конъюнктуры мирового хозяйства
Одна из основных характеристик мирового хозяйства – его конъюнктура.
Конъюнктура представляет собой состояние дел на каком-либо рынке в определенной временной, географической и другой ситуации.
Конъюнктура мирового хозяйства формируется при влиянии системы факторов (конъюнктур образующие факторы).
Типы конъюнктуры мирового хозяйства
Существует несколько типов конъюнктуры:
- Общеэкономическая конъюнктура, отражающая положение государств в мировом хозяйстве.
- Конъюнктура отдельных элементов мирового хозяйства, включая их отраслевую структуру.
- Конъюнктура отдельного типа продукции.
Практически данные уровни связаны между собой. Например, при исследовании конъюнктуры какого-либо товара необходимо обладать информацией о его отраслевой конъюнктуре, а при исследовании отраслевой конъюнктуры необходимо обращение к общеэкономической конъюнктуре.
В соответствии с временными рамками выделяют следующие типы конъюнктуры:
- Текущая,
- Краткосрочная,
- Среднесрочная,
- Долгосрочная.
Данные элементы также взаимосвязаны между собой. Например, исследуя долгосрочную конъюнктуру, часто необходимо внесение корректив при учете изменений в текущей, краткосрочной или среднесрочной конъюнктуре.
Факторы конъюнктуры мирового хозяйства
Конъюнктура мирового хозяйства находится в постоянном изменении, на что оказывает влияние совокупность определенных конъюнктур образующих факторов, которые могут быть экономического, научно-технического, политического, социального и другого характера.
Все факторы, влияющие на конъюнктуру мирового хозяйства можно классифицировать на:
- Постоянные и переменные,
- Циклические и нециклические,
- Стимулирующие и сдерживающие по отношению к рынку,
- В соответствии со сроками действия – краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
В процессе разработки прогноза конъюнктуры мирового хозяйства принято выделять и анализировать в первую очередь факторы, действие которых в большей мере оказывает влияние на будущее развитие конъюнктуры (так называемые конъюнктур образующие симптомы).
Цикличность конъюнктуры мирового хозяйства
Основой конъюнктурных колебаний является циклический характер развития экономики, в которой могут действовать длинные циклы («волны») конъюнктуры.
Базой длинных волн конъюнктуры можно считать крупные научно-технические открытия, которые связаны с выпуском принципиально нового товара.
Цикличность можно хорошо увидеть на примере конъюнктуры мирового рынка, выпускающего и реализующего машины и оборудование. Мировая промышленность подвержена постоянному воздействию циклов, которые связаны с обновлением оборудования.
Выделяют также длинные циклы обновления потребительских товаров (например, автомобилей, холодильников и др.). В этом случае могут проявиться основные закономерности жизненного цикла товара.
Нециклические факторы конъюнктуры
На практике изменение конъюнктуры происходит более динамично, чем цикличность экономического развития. Поэтому на конъюнктуру помимо циклических факторов действуют нециклические факторы постоянного и переменного характера.
При воздействии нециклических факторов конъюнктуры выделяют несколько методов прогнозирования мирового рынка:
- Метод экстраполяции, основанный на предположениях.
- Метод экспертных оценок, основанный на прогнозах авторитетных ученых.
- Экономико-математическое моделирование, использующее компьютерные технологии (происходит разработка альтернативных сценариев развития мирового рынка).