Сущность планирования в системе антикризисного управления
Успешное развитие компаний во многом зависит от основной функции менеджмента – планирования. Оно позволяет избежать или свести финансовые трудности к минимуму. Благодаря грамотному планированию можно компания не допускает развитие кризисных ситуаций и быстро выходит из них.
Большинство компаний отказываются от составления долгосрочных планов и останавливаются на краткосрочном планировании. Они это связывают с высокой степенью неопределенности окружающей среды. Внутрифирменное и стратегическое планирование многих организаций не соответствует хозяйственному рыночному механизму, что не позволяет в должной мере применять методы и технологии антикризисного управления.
Некоторые руководители не стремятся к внедрению планирования в свою деятельность, считая перспективным заниматься решением текущих вопросов. А о планировании на будущее даже речь не идет. Но, столкнувшись с кризисом, мнение топ-менеджмента меняется. Приходит понимание того, что кризис может привести к банкротству компании, которого можно избежать благодаря эффективному антикризисному планированию.
Предприятия любых сфер деятельности должны проводить планирование для устранения проблем и кризисных ситуаций, которые возникают по мере развития. Успех организации определяется показателем наличия плана антикризисных действий. А если предприятие способно не только избежать кризис, но и обернуть возникшие проблемы в свои конкурентные преимущества, то можно говорить о ее сверх успешности.
Основными причинами проведения антикризисного планирования являются:
- ни одна организация не застрахована от возникновения кризисных ситуаций:
- многие кризисы можно предотвратить или снизить к минимуму последствия от его развития;
- подготовленная компания сможет осуществлять свою деятельность эффективно и решительно в случае наступления кризиса;
- заранее подготовленные альтернативные решения, действия и информационные материалы позволяют освободить время сотрудников на принятие рациональных решений в условиях кризиса;
- достойная мотивация персонала позволяет оценить их вклад в работу в период кризиса.
Следует не забывать, что компания – это сложная самоорганизующаяся система, центр интересов сотрудников предприятия и акционеров. Устойчивость организации зависит от сбалансированности интересов всех субъектов, в противном случае дисбаланс приведет к снижению эффективности деятельности.
Специфика антикризисного планирования
В отличие от внутрифирменного антикризисное планирование осуществляется:
- на разных фазах кризиса компании: нерентабельность, убыточность, неплатежеспособность;
- в рамках различных доарбитражных процедур (досудебное оздоровление или санация)
- в рамках арбитражных процедур: наблюдение, финансовая санация, внешнее управление, конкурсное производство.
С точки зрения содержания система антикризисного планирования имеет типовую цель (не миссию) - «финансовое оздоровление предприятия». Для достижения этой цели следует решить три задачи: ликвидация неплатежеспособности, восстановление финансовой устойчивости, оплата заложенностей перед кредиторами.
Цель и задачи и определяют специфику антикризисного планирования:
- конкретность и целенаправленность содержания всего процесса планирования;
- идентичность стратегической и оперативной концепции;
- основной акцент на финансовых, маркетинговых мероприятий и действий по реструктуризации;
- включение новых пунктов в процесс планирования: реструктуризация долга, расчет с кредиторами и программа финансового оздоровления компании;
- преобладание плана финансовой санации организации над другими планами;
- подчиненность видов планов процедурам реорганизации, банкротства или ликвидации фирмы-должника;
- использование экстремальных способов реализации планов и планирования в чрезвычайных ситуациях.
Управление организацией в условиях кризиса - комплекс методов, которые ориентированы на сокращение расходов, увеличение поступления денежных средств, а также рост объемов сбыта продукции и получение прибыли.
В условиях кризиса очень важно уменьшить одни издержки и увеличить другие, которые смогут принести доход предприятию и сделать ее товары конкурентоспособными на рынке.
Крайне тяжело в кризисные ситуации найти и привлечь заемные средства, поэтому многие компании проводят реструктуризацию кредиторской задолженности и финансовое оздоровление.
Разработка плана антикризисного управления
План антикризисного управления – это совокупность мероприятий от предварительной диагностики кризиса до способов по его ликвидации и преодолению.
Разработка и внедрение антикризисного планирования предусматривает следующие этапы:
- диагностика и анализ состояния предприятия, которая включает анализ внутренней и внешней среды, финансового состояния компании, а также проведение организационно-экономического анализа;
- разработка стратегии антикризисного управления: определение направлений антикризисных мероприятий и их обоснование, а также подготовка системы ключевых показателей эффективности программы, прядка внедрения плана и его корректировки;
- разработка антикризисной программы развития компании: прогнозирование продаж, подготовка плана продвижения продукции, снижения расходов, работы с кадрами, привлечения финансовых средств, разработка комплекса шагов по увеличению прибыльности и ликвидности компании, разработка финансовой модели;
- анализ возможных рисков реализации антикризисной программы и способы их снижения;
- сопровождение мероприятий по реализации антикризисных мероприятий.
При разработке антикризисной программы руководство компании совместно с сотрудниками PR-службы определяют основные проблемы, которые могут возникнуть у компании в будущем (от 3 лет и дальше). Из всгео списка выбираются наиболее важные и по каждой подготавливаются предупредительные меры (периодический мониторинг или др.). Антикризисная программа содержит четкий план действий компании в условиях кризиса.