Виды моделей антикризисного управления
Модель антикризисного управления – это динамичная система взаимосвязанных элементов оценки компании, находящейся в условиях кризиса. Она включает в себя составления плана, обоснование стратегии и ее реализация, проведение контроля и корректировки разработанных антикризисных мероприятий.
Универсальных способов выхода компании из кризиса не существует. В каждом конкретном случае необходимо разрабатывать свою программу антикризисных мероприятий.
Не смотря на это, выработано четыре модели поведения компании в кризис:
- «не делать ничего или практически ничего»;
- экстренный сбор антикризисной команды;
- наличие системы стратегического планирования;
- обращение к консалтинговой компании.
В рамках первой модели осуществляется сокращение издержек компании, а именно:
- сокращение фонда заработной платы за счет увольнения или сокращения части штата сотрудников (часть топ-менеджмента, специалистов среднего звена и части работников производственного подразделения).
- уменьшение производственных и закупочных объемов;
- прекращение финансирования программ развития и продвижения кадров (обучение, социальные льготы и премии);
- минимизация операционных расходов (канцтовары, хозтовары, оплата топлива и питания персонала);
- выведение непрофильных бизнес-единиц и подразделений (иногда и части профильных активов);
- введение жесткого контроля над деятельностью персонала.
Такая модель антикризисного управления не является оптимальной. Поэтому компании, применяющие такую политику, обычно становятся банкротами. Даже положительная репутация и лояльность клиентов не сможет помочь предприятию выйти из кризиса.
Вторая модель предусматривает сбор антикризисной команды в срочном порядке, которая будет решать проблемы компании. Обычно в состав такой группы входят высшее руководство организации, а руководитель компании возглавляет созданный антикризисный комитет. Альтернативный вариант – это превратить маркетинговое подразделение в антикризисную команду. Но такая модель эффективна, но достаточно ограничена.
Третья модель требует наличие в организации системы стратегического управления и предварительно созданной антикризисной группы. Такая модель поведения считается оптимальной, так как в ней используется системный алгоритмический подход в разработке и при необходимости корректировке антикризисной стратегии.
И четвертая модель – это приглашение консалтинговой компании, которая возьмет на себя функции антикризисного управления. Такую модель выбирают организации, которые не владеют достаточными человеческими ресурсами.
Разработка антикризисных моделей: этапы подготовки
При разработке модели антикризисного управления применяется экономический механизм. Она включает следующие этапы:
- обоснование целей предупреждения возможных кризисов;
- прогнозная оценка;
- выявление возможных причин кризиса;
- анализ общественного мнения;
- разработка плана чрезвычайного происшествия;
- выбор коммуникационной стратегии;
- выбор форм и методов PR;
- разработка тактических действий;
- реализация программы
- оценка результатов
- анализ эффективности программы
На первом этапе обсуждаются реальные цели антикризисной программы. Также организовываются группы антикризисного управления и осуществляется четкое разграничение полномочий каждого члена этой команды.
В рамках прогнозного анализа проводится построение моделей прогнозируемых реакций и поведения участников конфликта. Используя метод «мозгового штурма», члены команды выявляют и прогнозируют вероятность возникновения кризисных ситуаций. Кроме этого конфликт оценивается с учетом многофакторного анализа кризисной среды.
На третьем этапе осуществляется диагностика возможных причин кризиса. Обычно вырабатывается не менее десяти сценариев, каждый из которых основывается на оценке внутренней и внешней среды компании.
Очень важна оценка общественного мнения. Если учитывать реакцию целевой аудитории, то это отрицательно скажется на имидже предприятия и приведет к непредсказуемым последствиям.
На этом этапе следует проводить мониторинг средств массовой информации для определения позиций и отношения общественности, а также покупателей, партнеров, акционеров, инвесторов и представителей органов государственной власти.
Этап разработки плана чрезвычайного происшествия предусматривает создание системного документа по выбору стратегии, тактики с учетом возможных трудностей и опасностей. Это документ предполагает разработку различных моделей поведения персонала. Каждому подразделению выдается комплект заданий, назначаются ответственные лица и сроки выполнения. Этот процесс подвергается оценке и контролю, а также возможной корректировке результатов работы.
На шестом этапе разрабатывается универсальная модель распространения информации, и обосновываются основные направления коммуникационной политики. Информация должна быть достоверной, актуальной и своевременной.
Процесс реализации программы антикризисного управления
Начиная с седьмого этапа, идет процесс выбора статегии и тактики, а также реализации программы антикризисного управления.
В условиях кризиса служба по связям с общественностью играет важную роль. Она всегда должна иметь четкий алгоритм поведения в кризисных ситуациях. Служба PR активно сотрудничает со средствами массовой информации и представителями власти. Устанавливает тесные и доверительные отношения с общественностью. Восстановление и поддержание имиджа – это основная задача паблик рилейшнз.
На восьмом этапе вырабатываются тактические действия по выходу компании из кризиса. Выделяются ответственные лица за каждое мероприятие.
На следующей стадии осуществляется реализация разработанной программы антикризисного управления.
Далее следует оценка полученных результатов. На этом этапе компания старается добиться минимальных последствий от кризиса и быстро восстановить свою репутацию в глазах общественности.
Анализ эффективности программы осуществляется с помощью независимой экспертизы. На этом этапе осуществляется оценка комплексных затрат на антикризисный менеджмент и результаты выхода компании из кризиса. И в итоге проводится контроль расходов и результативности каждого этапа разработки модели антикризисного управления.
Оценка эффективности и контроль за резульатами программы - это наиболее важные этапы разработки модели антикризисного управления, которые позволяют определить рациональные действия по выходу компании выйти кризисной ситуации.