Становление рынка маркетинговой информации
Развитие рынка маркетинговой информации началось в 1960-х годах. До 1965 года основные поставщики на данном рынке – это новостные службы и агентства прессы. Затем к поставщикам маркетинговых информационных услуг присоединились банковские информационные службы, а также различные службы учебных заведений и научно-технических обществ.
В 1970-х годах начали формироваться базы данных крупнейшими информационными службами-генераторами, тесно связанными с академическими, научно-техническими, государственными учреждениями. Вместе они собирали информацию и постоянно изучали спрос.
С середины 1970-х годов основными товаром на рынке информационных услуг стали базы данных, в которых содержалась маркетинговая торгово-коммерческая, статистическая и профессиональная информация.
Стремительное увеличение объемов продаж информационной продукции обеспечивалось широким внедрением в информационную деятельность новейших электронно-вычислительных машин и возможностью удаленного доступа к базам данных как по национальным, так и по международным информационным сетям и каналам связи. Первое время, когда только начали внедряться компьютеры, большая часть обработки информации осуществлялась на местах и на базе вычислительных центров. У пользователей, находящихся в отдаленных районах, не было возможности получения оперативной информации от компьютеров. Соединение терминалов и компьютеров каналами связи, а также быстрое распространение ПК позволило пользователям удаленно получать информацию и услуги, даже находясь на большом расстоянии от поставщика информации.
При помощи новых информационных технологий появилась возможность доступа к база данных и знаний, возможность распределенной обработки информации, передачи сообщений посредством электронной почты, возможность проведения деловых совещаний и конференций на большом расстоянии друг от друга, а также возможность осуществления персональной связи с абонентами.
На сегодняшний день рынок информации – это совокупность экономических, организационных и правовых отношений по реализации и приобретению информационных услуг, которые складываются между продавцами и покупателями.
Секторы рынка маркетинговой информации
Рынок маркетинговой информации условно можно разделить на семь основных секторов:
- Экономическая информация;
- Биржевая и финансовая информация;
- Профессиональная и научно-техническая информация;
- Коммерческая информация;
- Статистическая информация;
- Массовая и потребительская информация;
- Заказные маркетинговые исследования.
Охарактеризуем каждый из перечисленных секторов.
Экономическая информация включает оперативные и справочные данные и обзоры, предоставляется в виде профессиональных баз и банков данных, печатных справочников.
К биржевой и финансовой информации относятся данные о котировках, курсах валют, учетных ставках, инвестициях, рынке капиталов и товаров и т.д. Данный вид информации предоставляется биржевыми и финансовыми службами, банками, брокерскими компаниями и т.д.
Профессиональные и научно-технические данные предназначены для специалистов различных областей, научно-технических исследований. Предоставляются государственными и коммерческими службами, научно-исследовательскими учреждениями.
Коммерческая информация включает информацию о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, выпускаемых товарах, о финансовом состоянии, сделках, деловых связях и т.д. Представление: электронные базы данных и периодически обновляемые печатные издания.
К статистической информации относятся показатели, которые рассчитываются по нескольким компаниям, банкам и другим организациям, по отдельным рынкам, административным и географическим территориям. Статистические данные чаще всего предоставляются государственными службами статистики в виде электронных и печатных статистических сборников.
Потребительская и массовая информация рассчитана на большой круг пользователей, к примеру, информация от новостных служб и агентств прессы, данные о движении транспорта, информация о погоде и т.д. Такие данные предоставляют СМИ, телекоммуникационные сети, справочные издания и др.
К заказным маркетинговым исследованиям относится информация, которая предоставляется фирмами, выполняющими маркетинговые исследования по заказам клиентов. Такие исследования проводятся специальными коммерческими организациями.
Потребители и поставщики рынка
Потребители маркетинговой информации различаются по задачам, которые решаются с помощью информационных услуг. По характеру коммерциализации задач можно выдели две группы потребителей:
- Ученые и исследователи;
- Представители делового мира.
Для второй группы потребителей характерна высокая покупательная способность и повышенные требования к аналитической информации. На сегодняшний день более 70% продаж информационных продуктов приходится на деловую сферу. Покупают такую информацию транснациональные корпорации, маркетинговые службы, финансовые компании.
С точки зрения пользования базами данных потребители разделяются на две категории:
- Непосредственно использующие данные с целью решения маркетинговых задач;
- Использующие покупные БД, чтобы организовать коммерческое информационное обслуживание.
Основные поставщики на информационном рынке – это СМИ, фирмы-генераторы баз данных, распределительные центры, телекоммуникационные компании, службы передачи информации, информационные брокеры.
На информационном рынке поставщиками предлагаются информационные продукты в виде отчетов предприятий, итогов брифингов и пресс-конференций, отчетов по научно-практическим конференциям, отчетов тендерных комиссий, прайс-листов торговых фирм, статистических сборников, рекламных объявлений и т.д.