Информация в качестве экономического ресурса
На сегодняшний день во всех государствах независимо от их уровня социального и экономического развития наблюдается рост информационного сектора, что влечет за собой большие политические, социальные и культурные перемены.
Яркое проявление данной тенденции – это повышение числа занятых в сфере информации, т.е. занимающихся производством, обработкой, передачей, хранением и распространением данных.
Число занятых в информационном секторе в большинстве развитых стран превышает 50%.
В свою очередь информационный рынок – самый динамично развивающийся из всех существующих. Информационным бизнесом, который становится самым прибыльным и перспективным, занимаются все больше фирм.
Растут информационные потребности общества в связи с чем расширяются возможности обмена информацией, появляются новые информационные продукты, развиваются все виды информационной деятельности.
Развитие экономики информации началось относительно недавно. В качестве научной дисциплины она начала складываться около трех десятков лет назад. Американским экономистом Ф. Махлупом впервые была предпринята попытка определения границ «индустрии знаний» и части национального богатства, которое становится результатом производства, сбора и обработки информации.
В настоящее время информация является важнейшим ресурсом развития обществе, как и материальные, энергетические и людские ресурсы.
При помощи информационных продуктов потребители имеют возможность удовлетворения своих потребностей в новых знаниях, а также различных эстетических потребностей.
Ценность и полезность информации заключается в возможности давать дополнительную свободу действий потребителям. Благодаря информации расширяется набор вероятных альтернатив и правильно оцениваются их последствия.
Результат информационной деятельности – это информационный продукт, предстающий на рынке в виде товаров и услуг информационного типа.
Основными особенностями информационного продукта являются:
- Его многократное использование;
- Своеобразный моральный износ со временем. Информация может потерять свою ценность;
- Различные методы предоставления информации, т.е. адресность.
Рынок информации
Термин информационная экономика обозначает два понятия. Под информационной экономикой понимается современный этап развития цивилизации, характеризующийся большой ролью информационных продуктов и творческого труда. Также информационной экономикой считается экономическая теория об информационном обществе.
Информационная экономика развивалась в несколько стадий:
- На первой стадии информационные технологии проникали в производство;
- На второй стадии массово внедрялись информационные технологии и преобладали стандартизированные системы;
- На третьей стадии повышается производительность в области производства информации;
- На четвертой стадии осуществляется переход к преобладающему производству знаний и информации.
Как правило информационные ресурсы предприятий представляются в виде документов на машинных носителях, в печатном виде.
В организационном управлении выделяется экономическая и техническая информация.
Экономическая информация показывается процессы производства, обмена и потребления материальных благ, тесно связана с общественным производством. Для экономической информации характерны большие объемы, многократное использование, периодическое обновление и выполнение относительно простых математических расчетов.
Информация существенно влияет на все отрасли инфраструктуры и производства, на весь механизм рынка.
Подготавливают и предоставляют информационные продукты специализированные фирмы. К предприятиям, которые специализируются на обработке информации можно отнести:
- Исследовательские центры;
- Консультативные фирмы;
- Институты научно-технической информации;
- Информационные агентства;
- Вычислительные центры и т.д.
Производство на предприятиях, занятых в сфере информации, имеет некоторые особенности. Предметом труда в данной отрасли является первичная информация, средством труда – возможные способы преобразования данных. Поэтому возникают проблемы в оценке труда, готовых продуктов и эффективности деятельности.
Российский информационный рынок
Глобализация – это ведущая тенденция развития информационного предпринимательства любой страны. Другими словами, любой человек может потреблять информацию и производить. Именно поэтому возможности информационного рынка безграничны. Сформировавшиеся лидеры производства информационных товаров – это США и Япония.
Для российского информационного рынка характерно множество особенностей. Первая и значительная особенность – это неоднородность данного рынка по регионам России. Данная особенность проявляется в том, что рынок развивается сначала в центре, а развитие удаленных частей происходит медленнее. Однако, не смотря на рыночную неоднородность, все новые технологии появляются в России одновременно с их появлением на мировых рынках. Другая особенность – это относительная дороговизна коммерческих информационных ресурсов. При этом многие категории информации и обладают каким-либо справочным материалом или средствами навигации, поэтому их использование неуправляемое и не всегда корректное. Российские компании обладают большими объемами информации, но из-за невысокой квалификации большинство владельцев информационных ресурсов не имеет возможности придавать информации товарный вид.
За последние годы в нашей стране большая часть населения обзавелась персональными компьютерами, растет и развивается интернет-рынок, что является основной тенденцией развития рынка информации в России.