Рыночная структура рассматривается как многоаспектное понятие, так как может определяться и характером объектов, осуществляющих свою деятельность, так и факторами производства. При этом, для любой рыночной структуры характерно наличие конкуренции, которая существенно отличается для различных рынков, где взаимодействуют продавцы, покупатели и принимают решения относительно ценовой, сбытовой политики.
Среди наиболее известных типов рыночных структур выделяются:
- Совершенная или свободна конкуренция: двусторонняя полиполия, множество малых фирм, однородный тип продукции, свободный вход на рынок, отсутствие контроля цен - встречается крайне редко на практике. Предпринимателям сложно диктовать условия друг другу.
- Монополистическая конкуренция: двусторонняя полиполия, много фирм различных размеров, продукция диверсифицирована, искусственная и действительная дифференциация товаров, вход на рынок сравнительно свободен, незначительный контроль за ценами - широко распространена.
- Олигополия: доминирует несколько крупных фирм, продукция однородна или разнообразная, вход возможен отдельным предприятиям, контроль за ценами отсутствует в незначительной степени - широко распространена.
- Монополия: одна преимущественно крупная фирма на рынке, уникальный продукт, вход невозможен, значительный контроль цен - редко может проявляться.
В чистом виде на практике довольно редко можно встретить как совершенную конкуренцию, так и чистую монополию. При этом также в качестве производных форм данных типов структур отмечаются такие, как монопсония, олигопсония. Все они относятся к формам несовершенной конкуренции на рынке. Для таких рынков характерно наличие нескольких важных и определяющих субъектов рынка с одной стороны, а также множества субъектов с другой. Основное отличие заключается в том, что монопсония предполагает наличие на рынке одного покупателя, а монополия – одного продавца (табл.1).
Рисунок 1. Классификация типов рынков несовершенной конкуренции
В зависимости от соотношений количества продавцов и покупателей на рынке выделяются различные их структуры:
- Монополия-монопсония: один продавец и один покупатель.
- Монополия-олигопсония: один продавец и несколько покупателей.
- Монополия-полипсония: один продавец и много покупателей.
- Олигополия-монопсония: несколько продавцов и один покупатель.
- Олигополия-олигопсония: несколько продавцов и несколько покупателей.
- Олигополия-полипсония: несколько продавцов и много покупателей.
- Полиполия-монопсония: много продавцов и один покупатель.
- Полиполия-олигопсония: много продавцов и несколько покупателей.
- Полиполия-полипсония: много продавцов и много покупателей.
Данную классификацию предложил Г.Штакельберг с целью систематизации рыночных субъектов в зависимости от принадлежности к покупателям и продавцам, а также их численности.
Особенности рынка монопсонии
Довольно интересной ситуацией на рынке можно рассматривать наличие одного или нескольких покупателей. В ситуации монопсонии и олигопсонии будет обеспечена конкурентная борьба продавцов на рынке олигополии и полиполии. При этом, с другой стороны, монополия продавца значительным образом накаляет ситуацию в условиях олигопсонии и монопсонии.
Для рыночной структуры типа монополия-монопсония характерным является присутствие двухсторонней монополии. Соответственно, если на рынке выделяются два продавца или два покупателя, то мы имеем дело с дуополией или с дуопсонией. При этом монополист имеет возможность применять различные методы ценовой дискриминации.
Чистая монопсония предусматривает на рынке одного покупателя услуги, ресурса или же продукции. Такое явление довольно редкое на практике, как и чистая монополия, совершенная конкуренция. В условиях монопсонии кривая предложения ресурсов направленна вверх, а поэтому монопсонист имеет потенциал для влияния на цены путем варьирования объемами закупок. Данный случай может присутствовать, например, в маленьком городке, где имеется единственное предприятие, которое обеспечивает жителей рабочими местами и диктует цены на труд.
Монопсония указывает на господство покупателя над рынком, а олигопсония может предполагать ситуацию, когда значительному числу продавцов пытается противостоять ограниченное число покупателей.
Рынок монопсонии позволяет максимизировать прибыль путем приобретения ресурсов до момента достижения равенства предельных издержек на ресурс с доходом от предельного продукта ресурса, т.е. выполняется условие $MC = MRP$.
Характеристики рынка олигопсонии
Условия олигопсонии также позволяют покупателям выдвигать свои требования к продавцам относительно ценовых и даже неценовых факторов взаимодействия.
Для типов рынков олигополия-олигопсония и полиполия-олигопсония характерной является активизация конкурентной борьбы. При этом модель рынка полиполия-олигополия обеспечивает наиболее выгодное положение покупателя, который в условиях большого количества продавцов может влиять на цену.
Если обратиться к экономической терминологии, то олигопсония представляет собой такую рыночную структуру, когда несколько предприятий приобретает все рыночное предложение имеющегося ресурса. Преобладание продавцов над покупателями противопоставляется монополии. В качестве интересного примера можно назвать работу спортсменов, которые ограничены выбором, так как могут работать только с ограниченным кругом организаций. В олигопсонии создаются условия для обеспечения взаимовыгодного сотрудничества предприятий, а на цену воздействовать могут только фирмы, имеющие признаки монопсонии на рынке. Олигополия достаточно схода с олигопсонией, так как субъекты рынка осознают все преимущества совместной работы.
Тип рыночных структур оказывает существенное влияние на тип производства и наоборот. Например, для промышленного предприятия движение по схеме увеличения количества поставщиков монополия-олигополия-конкуренция в конечном итоге может привести к изменениям типа производства массовое-серийное-интегрированное. Аналогично и в ситуации увеличения численной структуры потребителей продукции, услуг: согласно схеме монопсония-олигопсония-конкуренция предприятие потенциально сможет переместиться по схеме единичное производство-серийное производство-массовое производство.
Таким образом, монопсония и олигопсония отличаются количеством покупателей продукции на рынке. Если правильно оценить тип рыночной структуры, характерной для производственных отношений определенного предприятия, то создаются условия для оперативного и своевременного обоснования его политики в сфере ценообразования, закупочной, сбытовой и производственной деятельности. Знание основ экономической теории, а также современных принципов и стратегий маркетинга должно сопровождать деятельность каждого руководителя в современных условиях. Это поможет выработать стратегические и тактические мероприятия, а также идентифицировать свое место в многообразии рыночных структур в экономике и воспользоваться всевозможными преимуществами на рынке при их наличии.