На рынке осуществляется связь между спросом и предложением, конкуренцией и законами рынка. Спрос является потребностью покупателей в данном товаре при определенной цене. На величину спроса влияют такие факторы как:
- доступность товаров;
- модные тенденции;
- применение рекламы;
- полезность продукции;
- ожидания и желания покупателей.
Предложение
Предложение — это совокупность товаров, которые есть на рынке и которые продавцы намерены продать по лучшей для них цене. Закон предложения гласит, что объём предложения товаров увеличивается при увеличении цены и падает при её снижении. На величину предложения влияют такие факторы как:
- цена товара;
- расходы производителей;
- число производителей;
- налоги со стороны государства;
- условия окружающей среды;
- желания и ожидания производителей.
Анализ спроса и предложения дал возможность изучить и освоить все изменения, которые происходят под влиянием определенных факторов. Удалось сформулировать закон спроса и предложения. Но всё-таки не всегда специалисту хватает информации о том, что при росте цен на продукцию спрос понижается. В данном случае нужно больше информации. Чувствительность рынка к смене цен, дохода отражена в показателе эластичности.
Эластичность спроса и предложения
Понятие эластичности буквально ворвалось из мира естественных наук в мир экономики. Впервые о таком понятии узнали в XVII веке от химика и физика Роберта Бойля. А в экономическом смысле об эластичности заговорил Альфред Маршалл в 1885 году. Этот ученый не первый исследует данное понятие, но, опираясь на классическую школу Адама Смита и Давида Рикардо, формулирует понятие эластичность по-новому в экономическом плане и определяет коэффициент ценовой эластичности. Введение эластичности в экономику имеет большое значение. При помощи коэффициента эластичности специалисты проводят статистический сбор данных и осуществляют маркетинговые исследования. Концепция эластичности нужна для не только для того, чтобы измерить показатели, но и для того, чтобы уметь грамотно объяснить полученный результат. На сегодняшний день нет ни единого учебника и ни единого раздела экономики, где бы не фигурировало понятие эластичности. Показатели эластичности применяются при анализе и спросе предложения, в теории фирмы, в теории экономических циклов. Самая известная формула эластичности выглядит так (отношение относительного прироста функции к относительному приросту независимой переменной: E= (xdy)/(ydx)
Рисунок 1.
Коэффициент эластичности показывает степень изменения количества одного фактора (объём спроса, к примеру) при смене другого фактора на $1\%$ (цена, расходы, к примеру).
Эластичность спроса и предложения рассчитывается как отношение изменения величины спроса или предложения в процентах к изменению какого-либо фактора, который оказывает воздействие на спрос или предложение.
Надо понимать, что разные товары в разное время под влиянием разных факторов имеют разную цену. С помощью коэффициента эластичности спроса можно выявить реакцию спроса на данные товары в количественном выражении.
Методы подсчета коэффициента эластичности
Существует два подхода:
- эластичность по дуге;
- эластичность в точке.
Первый метод еще называется как дуговая эластичность. Используется при измерении эластичности между двумя точками на кривой спроса и предложения.
Рисунок 2.
$P1$ — начальная цена
$P2$ — новая цена
$Q1$ — первоначальный объем
$Q2$ — новый объём.
Следует учитывать, что эластичность по дуге будет давать лишь приблизительные значения.
Вторым методом является точечная эластичность. Она применима в том случае, когда задана цена, величина спроса и функция спроса. Вычисляется по формуле: $E=\frac{Q'(P) \cdot P}{Q(P)}$, где $Q'P$ — производная функция спроса или предложения по цене, $P$ — рыночная цена, $Q(P)$ — величина спроса или предложения при данной цене.
Факторы неэластичности спроса
Чувствительность различных групп потребителей к цене на один и тот же товар может существенно отличаться.
Потребитель будет нечувствителен к цене при следующих условиях:
- Потребитель придает большое значение характеристикам товара (спрос неэластичен по цене, если "выход из строя" или "обманутые ожидания" ведут к значительным потерям или неудобствам. Чтобы не попасть в такую ситуацию человек вынужден переплачивать за качество товара и приобретать те моделил, которые хорошо себя зарекомендовали);
- Потребитель желает иметь товар, сделанный на заказ, и готов платить за это (если покупатель желает приобрести товар, сделанный в соответствии с его индивидуальными потребностями, то он часто становится привязанным к производителю и готов оплачивать более высокую цену, как плату за хлопоты. Позже производитель может повысить цену на свои услуги без особого риска потерять покупателя)
- Потребитель имеет значительную экономию от использования конетного товара или услуги (если товар или услуга позволяют сэкономить время или деньги, то спрос на такой товар неэластичен)
- Цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя (при низкой цене товара покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров)
- Потребитель плохо информирован и делает не лучшие покупки.