Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эластичность спроса и предложения

На рынке осуществляется связь между спросом и предложением, конкуренцией и законами рынка. Спрос является потребностью покупателей в данном товаре при определенной цене. На величину спроса влияют такие факторы как:

  • доступность товаров;
  • модные тенденции;
  • применение рекламы;
  • полезность продукции;
  • ожидания и желания покупателей.

Предложение

Определение 1

Предложение — это совокупность товаров, которые есть на рынке и которые продавцы намерены продать по лучшей для них цене. Закон предложения гласит, что объём предложения товаров увеличивается при увеличении цены и падает при её снижении. На величину предложения влияют такие факторы как:

  • цена товара;
  • расходы производителей;
  • число производителей;
  • налоги со стороны государства;
  • условия окружающей среды;
  • желания и ожидания производителей.

Анализ спроса и предложения дал возможность изучить и освоить все изменения, которые происходят под влиянием определенных факторов. Удалось сформулировать закон спроса и предложения. Но всё-таки не всегда специалисту хватает информации о том, что при росте цен на продукцию спрос понижается. В данном случае нужно больше информации. Чувствительность рынка к смене цен, дохода отражена в показателе эластичности.

Эластичность спроса и предложения

Понятие эластичности буквально ворвалось из мира естественных наук в мир экономики. Впервые о таком понятии узнали в XVII веке от химика и физика Роберта Бойля. А в экономическом смысле об эластичности заговорил Альфред Маршалл в 1885 году. Этот ученый не первый исследует данное понятие, но, опираясь на классическую школу Адама Смита и Давида Рикардо, формулирует понятие эластичность по-новому в экономическом плане и определяет коэффициент ценовой эластичности. Введение эластичности в экономику имеет большое значение. При помощи коэффициента эластичности специалисты проводят статистический сбор данных и осуществляют маркетинговые исследования. Концепция эластичности нужна для не только для того, чтобы измерить показатели, но и для того, чтобы уметь грамотно объяснить полученный результат. На сегодняшний день нет ни единого учебника и ни единого раздела экономики, где бы не фигурировало понятие эластичности. Показатели эластичности применяются при анализе и спросе предложения, в теории фирмы, в теории экономических циклов. Самая известная формула эластичности выглядит так (отношение относительного прироста функции к относительному приросту независимой переменной: E= (xdy)/(ydx)

«Эластичность спроса и предложения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ



Рисунок 1.

Коэффициент эластичности показывает степень изменения количества одного фактора (объём спроса, к примеру) при смене другого фактора на $1\%$ (цена, расходы, к примеру).

Эластичность спроса и предложения рассчитывается как отношение изменения величины спроса или предложения в процентах к изменению какого-либо фактора, который оказывает воздействие на спрос или предложение.

Замечание 1

Надо понимать, что разные товары в разное время под влиянием разных факторов имеют разную цену. С помощью коэффициента эластичности спроса можно выявить реакцию спроса на данные товары в количественном выражении.

Методы подсчета коэффициента эластичности

Существует два подхода:

  • эластичность по дуге;
  • эластичность в точке.

Первый метод еще называется как дуговая эластичность. Используется при измерении эластичности между двумя точками на кривой спроса и предложения.



Рисунок 2.

$P1$ — начальная цена

$P2$ — новая цена

$Q1$ — первоначальный объем

$Q2$ — новый объём.

Следует учитывать, что эластичность по дуге будет давать лишь приблизительные значения.

Вторым методом является точечная эластичность. Она применима в том случае, когда задана цена, величина спроса и функция спроса. Вычисляется по формуле: $E=\frac{Q'(P) \cdot P}{Q(P)}$, где $Q'P$ — производная функция спроса или предложения по цене, $P$ — рыночная цена, $Q(P)$ — величина спроса или предложения при данной цене.

Факторы неэластичности спроса

Чувствительность различных групп потребителей к цене на один и тот же товар может существенно отличаться.

Потребитель будет нечувствителен к цене при следующих условиях:

  • Потребитель придает большое значение характеристикам товара (спрос неэластичен по цене, если "выход из строя" или "обманутые ожидания" ведут к значительным потерям или неудобствам. Чтобы не попасть в такую ситуацию человек вынужден переплачивать за качество товара и приобретать те моделил, которые хорошо себя зарекомендовали);
  • Потребитель желает иметь товар, сделанный на заказ, и готов платить за это (если покупатель желает приобрести товар, сделанный в соответствии с его индивидуальными потребностями, то он часто становится привязанным к производителю и готов оплачивать более высокую цену, как плату за хлопоты. Позже производитель может повысить цену на свои услуги без особого риска потерять покупателя)
  • Потребитель имеет значительную экономию от использования конетного товара или услуги (если товар или услуга позволяют сэкономить время или деньги, то спрос на такой товар неэластичен)
  • Цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя (при низкой цене товара покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров)
  • Потребитель плохо информирован и делает не лучшие покупки.
Дата последнего обновления статьи: 04.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot