Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эластичность предложения по цене

Сущность понятия «эластичность предложения»

Определение 1

Эластичность предложения – это отражение степени чувствительности предложения к изменению цен.

Эластичность выступает мерой регулирования величины предложения, отвечая на изменения цен на конкретные товары. Определение эластичности предложения реализуется в опоре на соотношение показателей изменения объема предложения товаров к изменению цен в относительном выражении.

Изменение величины предложения напрямую зависит от изменения цены. Если цена растет, то и предложение увеличивается, поскольку, продавцы желают продать больше продукции по более высоким ценам для максимизации выручки. Это обуславливает положительное значение коэффициента эластичности предложения.

Статья: Эластичность предложения по цене
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Эластичность предложения определяется по формуле:

EDP = (∆Q / ∆P) x ((P1 + P2) / (Q1 + Q2))

∆Q(%) = (Q2 - Q1) / Q1

∆P(%) = (P2 - P1 ) / P1

Где:

  • Р1 — первоначальная цена;
  • Р2 — конечная цена;
  • Q1 — первоначальный объем предложения;
  • Q2 — конечный объем предложения.

Из данной формулы можно сделать вывод о том, цены оказывают решающее воздействие на эластичность предложения.

Графическое представление ценовой эластичности предложения

Для построения графика эластичности предложения по цене необходимо произвести расчет коэффициента эластичности предложения. Он определяется по формуле:

Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, получаем следующие варианты графиков:

Графики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Графики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Эластичность предложения по цене» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На этих графиках:

  • S1 – кривая абсолютно неэластичного предложения. Она отражает неспособность организаций быстро реагировать на ситуацию изменения спроса или цены и реализуют только имеющийся запас товаров. Например, при росте цен продолжается реализация того же объема продаж или при росте спроса не осуществляется увеличение предложения;
  • S2 – кривая предложения в краткосрочном периоде. Она определяется частью кривой предельных издержек фирм, увеличение предложения которых связано с возможностью частичного прироста применения факторов производства. Оставшаяся часть производственных мощностей является фиксированной и не предполагает внедрения в производство. Это обуславливает формирование пределов роста величины предложения;
  • S3 – кривая предложения в долгосрочном периоде. Она характеризуется минимальным ресурсным потреблением, что позволяет наращивать применение всех факторов производства и приводит к появлению новых фирм в отрасли.

Ценовая эластичность предложения $[ES(P)]$ – это показатель, отражающий процентное изменение объемов предложения товара в результате изменения цены.

Эластичность предложения практически всех товаров, характеризуется различностью в краткосрочном и долгосрочном периоде. В краткосрочном периоде она ниже, чем в долгосрочном. Степень отклонения эластичности по цене краткосрочного от долгосрочного периода зависит от специфике конкретного товара и ценовой политики товаропроизводителя. Низкая эластичность в краткосрочном периоде и высокая в долгосрочном обусловлена ограничением производственных возможностей – дефицит времени не позволяет расширить производство в силу невозможности увеличения количества и скорости использования факторов производства.

Эластичность предложения может измеряться к ставке банковского процента, уровню зарплаты или цен на сырье.

Факторы эластичности предложения

Эластичность предложения зависит от следующих факторов:

  1. Временные ресурсы. Здесь, Предложение является инертным: производство больших объемов продукции обуславливает его модернизацию, реструктуризацию, кадровые перестановки. Поскольку, P1 — первоначальная цена, а Р2 — конечная, Q1 — первоначальный объем предложения, а Q2 — конечный, то можно выделить три временных периода, отражающих разные варианты эластичности:

    • краткосрочный период, при котором P2 > P1, Q1 = Q2. Предложение характеризуется низкой эластичностью, в силу сложности быстрого реагирования на изменение цен;
    • среднесрочный период, при котором P2 > P1, Q1 > Q2, Q2Q1 ∠ P1P2. Здесь, предложение растет, но не в равных пропорциях с ростом цен. Объем выпуска превышает рост спроса;
    • долгосрочный период, при котором P2 > P1, Q1 > Q2, Q2Q1 > P1P2. Здесь, происходит стабилизация объемов выпуска, отвечающая величине предложения. Это приводит к росту его эластичности. Вместе с ней стабилизируется цена.
  2. Резервы производства. Эластичность может быть достигнута при быстром реагировании предложения на изменение цен. Для этого требуется обеспечение не 100 %-ой загруженности производственных мощностей. Обратная ситуация — когда резервов нет. Предложение окажется эластичным только в долгосрочном периоде.

  3. Видовое разнообразие товаров, работ, услуг. На величину предложения разных групп товаров или услуг, разных их видов и типов влияют различные сторонние факторы – климатические условия, сезонность и т.д. это обуславливает стабильную эластичность товаров одного типа и ее изменчивость для товаров другого типа, под воздействием сторонних факторов.
  4. Срок и цена хранения. Предложение эластично, когда бизнес и выпускаемый продукт предусматривают длительное хранение. Условные металлические листы могут годами лежать на складе.
  5. Затраты на хранение. При длительном залеживании определенной продукции она теряет свои качества и падает в цене.

Таким образом, эластичность является отражением реакции одних показателей на изменение других. Расчет эластичности предложения является, достаточно, сложным процессом, поскольку она подвержена воздействию большого количества факторов.

При реализации продукции с высокой эластичностью имеется возможность снижения цен для наращивания объемов продаж и получения больше дохода, чем в случае более высокой цены. При реализации товаров, характеризующихся низкой эластичностью спроса невозможно реализовывать такой подход, в силу того, что снижение цен приведет к незначительному росту продаж, а затраты на рост выпуска продукции увеличатся значительно.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot