Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эффективность и критерии рыночных структур

Сравнительная эффективность рыночных структур

Экономическая теория изучает совершенную конкуренцию как идеальный вариант эффективности производства. Конкурентные рынки чистой конкуренции решают две основные задачи:

  • предприятия, участвующие в производстве, производят и выпускают такой набор продукции, который наиболее полезен для покупателей;
  • осуществление производства происходит таким образом, что общество несёт минимальные издержки, т.е. вся продукция производится с максимально возможными расходами.

Из всех существующих на рынке рыночных структур, совершенная конкуренция считается наиболее эффективной.

В отличие от первой, вторая рыночная экономика, попадающая под сравнение и анализ - Монополия, заметно снижает экономическую эффективность по трем причинам:

  • Во-первых, так как монополист является единственным продавцом на рынке, стремление к снижению производственных издержек для него не является приоритетной задачей. Стимулы разрабатывать и использовать новшества в сфере технологии также отсутствуют. Помимо этого, не являются для него важными вопросами выживания такая деятельность как снижение издержек, обновление производства, гибкость;
  • Во-вторых, объем производства, который даёт максимальную прибыль предприятию-монополисту, является существенно ниже, чем в тех условиях, когда деятельность ведется в рамках совершенной конкуренции, цена же, при этом определённо выше. Результатом такой ситуации является положение, когда ресурсы общества используются не в полном объеме, соответственно какая-то часть продукции мне до производится;
  • В-третьих, существует некие барьеры для вступления новых организаций в монополизированную отрасль, те достаточно мощные силы и средства, используемые монополистами, тратятся на сохранение собственной рыночной власти, что в свою очередь, оказывает ощутимая сдерживающее воздействие на экономическую эффективность.

Олигополистическая структура. Плюсы и минусы

Олигополистическая структура рынка также имеет свои плюсы и минусы. В связи с тем, что олигополисты находится в тесной взаимосвязи относительно экономической стратегии деятельности, они устанавливают цены крайне взвешенно, крайне редко и с большой осторожностью приступают к их пересмотру. Власть Олигополии над ценой настолько значительна, в отличие от монополиста. Из чего следует что олигополии приносят обществу гораздо меньше потерь, которые не могут быть восполнимы, от сознательного недопроизводства в сравнении с монополией.

Тем не менее, технологические барьеры вступления в олигополистическую отрасль и другие препятствия все также высоки. В процессе, когда происходит создание благоприятных условий для технологически статичного развития, они крайне сильно ослабляют стимулы, целью которых является разработка и внедрение прогрессивных технологий, удешевления продукции, достаточно серьезно удерживает в определенных рамках конкуренцию со стороны новых организаций.

«Эффективность и критерии рыночных структур» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Эффективность монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция как рыночный механизм является крайне слабый с точки зрения использования ресурсов, этот процесс считается не эффективным. Связано это с тем, что производство осуществляется не с минимальными издержками, в то время как, объемы производства продукции не достигают величины, где средние валовые издержки организации минимизированы.

Что касается эффективности с точки зрения удовлетворения потребительских интересов, то такое многообразие товаров, которое предлагает монополистическая конкуренция, является для них более предпочтительным, чем стандартная продукция, не отличающаяся разнообразием, по более низким ценам и в большем объеме.

Критерии рыночных структур

Выделяют некоторые следующие критерии рыночных услуг:

  • Различают по объектам сделок и по тем условиям, при которых эти сделки реализуются в каждом конкретном случае. Блага, которые вращаются на каждом конкретном рынке могут быть совершенно или частично взаимозаменяемыми. Когда эти блага совершенно взаимозаменяемые то принято говорить о рынке гомогенных благ. Если блага частично заменяемые, то рынок гетерогенного блага. Рынки также отличаются по условиям их функционирования. Если рынок организованный, то равновесие на нём устанавливается через специальных агентов. На рынках неорганизованных и спрос, и предложение находят баланс самостоятельно.
  • Рынки также делятся на открытые и закрытые. Этот критерий зависит от того насколько каждому обособленному покупателю или продавцу доступно участие в процессе рыночных отношений. Существуют сделки, которые возникают на точечном рынке, здесь покупатели и продавцы встречаются в определенное время и в определенном месте. В противовес ему существуют пространственный рынок, на котором товар реализуется в разный временной отрезок и в различных неустановленных местах.
  • Характер рыночных процессов определяют различия структур, но определяющее влияние на процесс ценообразования показывает другой критерий, согласно которому определяется степень совершенства рынка и количество действующих на рынке продавцов и покупателей.

Выделяют несколько типов рынка, характеризующихся относительно спроса и предложения. Согласно такому критерию как число и поведение субъектов, которые действуют на рынке различают: полиполия, олигополия, монополия.

Замечание 1

Можно отметить, что при определении форм рынка пользуются такими понятиями как "много" "мало" или "один". Таким образом создается впечатление что процесс выделения рыночных форм лежит в основе количественных критериев. Но это заблуждение, потому что определяющим критерием является само поведение участников в рамках рыночных отношений.

По степени совершенства рынка различают некоторые виды полиполий и олигополий.

Полиполия соответствует по признакам модели совершенной конкуренции, с той только разницей, что в действительности производители имею некоторые преимущества связанные, допустим, с местоположением либо, с особым качеством изделий или индивидуальным сервисом. Это допускает некоторую различную степень обособленности в процессе установления цен. При олигополии также в условиях несовершенного рынка, фирмы могут дифференцировать качество и упаковку некоторых изделий, а также использовать рекламу и маркетинговые методы с целью сохранить некоторые суверенность в своей ценовой политике в отличие от конкурентов.

Замечание 2

Структура рынка также влияет на степень его конкурентности.

Дата последнего обновления статьи: 14.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot