Понятие редукциона
Редукцион – это торги, в которых побеждает участник, предложивший наименьшую цену.
Редукцион может быть открытым, когда в нем может участвовать любой желающий, а торгах объявляется официально и в открытую. Закрытый редукцион проводится между ограниченным числом поставщиков. Торги могут проводится в живую и посредством использования вычислительной техники.
Например, проведение открытого редукциона на виртуальной площадке подразумевает соблюдение следующих этапов:
- Размещение заказа в форме документации с перечислением основных требований на электронной торговой площадке.
- Формирование заявок аккредитованными участниками, которые имеют свою цифровую подпись.
- Каждая заявка нумеруется.
- Проведение оценки заявок на их соответствие основным условиям тендера.
- Ценовые предложения от подтвержденных участников.
- Выбор поставщика заказчиком.
- Формирование протокола, утверждающего выбранного поставщика.
Живой редукцион предполагает сбор участников в указанном месте. Каждый из них имеет свой номер, с помощью которого фиксируется озвученное им предложение по цене. По форме редукцион напоминает аукцион. Есть ведущий, объявляющий максимальную цену и шаг. Голосование производится путем поднятия карточки и объявления своей цены. Завершение процесса происходит тогда, когда последний участник предлагает наименьшую цену.
Редукционы проводятся намного реже, чем торги на повышение. Например, единый информационный сайт по закупкам показывает, что на 50000 аукционов приходится около 3000 редукционов, причем максимальная цена контракта для аукциона превышает 5 миллиардов рублей, а редукциона – не более 4 миллионов рублей.
Как правило, редукционы проводят государственные компании, выставляя тендеры для поставщиков. Среди них можно выделить Почту России, Росагролизинг, Внешторгбанк, Ритуал. Часто возникает ситуация, когда редукцион на российском рынке считается несостоявшимся. Такая ситуация возникает тогда, когда в редукционе участвует один поставщик, либо участников нет совсем.
Отличие редукциона от аукциона
Проведение торгов между поставщиками регулируется Федеральным законом 223 «О закупках товаров, услуг, работ отдельными видами юридических лиц». Закон разработан для организации единого пространства осуществления экономической деятельности. Кроме того, он обеспечивает права юридического лица, осуществляющего покупку благ, в получении достоверной информации о качестве, количестве, цене, что позволяет поддерживать справедливую конкурентную борьбу на рынке.
Этот закон устанавливает основные принципы проведения закупок. Он не действует на организации, в уставном капитале которых доля государственных вложений составляет менее 50%. Процедура конкурентной закупки так же регулируется законом. Форма торгов по осуществлению государственных закупок называется конкурсом. Закон не делает различия между аукционом или редкуционом. Последнее понятие даже не закреплено в нормативно-правовой базе. Именно поэтому, от заказчика не требуется соблюдать время размещения заявки. Так же в случае, если в документах не упоминается об этом, заказчик имеет право не устанавливать контрактных отношений с исполнителем.
Основное различие аукциона и редукциона заключается в том, что первый применяется в процедурах, относящихся к осуществлению государственных заказов. Второй упоминается относительно процесса закупок в ФЗ 223. А вот закон «О контрактной системе» широко использует термин аукцион, при этом торги согласно нему проводятся на понижение. Можно сказать, что с точки зрения предпринимательства, государственные заказчики проводят редукционы.