Развитая экономика любого государства характеризуется значительной торговой сетью и промышленностью, которые связывают отдельных людей и страны. Огромные торговые сети, которые объединяют различные мировые структуры, существуют благодаря значительной эффективности специализации. Немногие производят единичный готовый товар, каждый человек производит лишь незначительную долю того, что потребляется в целом мире. В обмен на этот специализированный труд человек получает тот доход, который необходим для приобретения благ всего мира. Идея выгод от промышленной торговли является ключевой в экономике государства.
Сущность промышленной торговли
Промышленная торговля является крупной отраслью народного хозяйства каждой страны, она играет главенствующую роль в экономической отрасли государства. Именно торговля осуществляет связь между потреблением и производством, она доводит до конечного потребителя продукцию сельского хозяйства и промышленности.
Торговля оказывает существенное воздействие на структуру и объем производства товаров, на улучшение ассортимента и повышение качества продукции, стимулируя при этом выпуск новых товаров, что будут соответствовать спросу населения.
Торговля имеет активное воздействие на потребителя, она воспитывает его разумные потребности и вкусы, широко пропагандируя новую продукцию. Торговля напрямую связана с денежным обращением и финансовой системой государства. Благодаря ей реализуется основная масса товаров путем обмена на денежные средства населения. Обособление промышленной торговли в отдельную экономическую отрасль связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как основной части промышленного капитала.
Торговля является неким посредником в системе общественного воспроизводства. Как автономная отрасль народного хозяйства, промышленная торговля осуществляет обмен между потребителем и различными сферами производства.
Данный обмен имеет два ключевые стороны:
- торговая сторона (коммерческая): она представляет собой смену формы стоимости, а именно – товарной на денежную;
- производственная (технологическая) сторона: она представляет собой движение товарной продукции и донесение ее до конечного потребителя.
Торговля – это особая деятельность людей, которая связана с реализацией актов купли-продажи и представляет собой совокупность технологических, специфических и хозяйственных операций, что направлены на обслуживание обменного процесса.
Экономическая сущность торговли заключена в посреднической деятельности, что направлена на продвижение продукции от производителей к потенциальным потребителям путем осуществления купли-продажи.
Таким образом, торговля – это разновидность хозяйственно-экономической деятельности, в которой объектами действия являются купля-продажа товаров, товарообменные операции, а также обслуживание покупателей в процессе хранения, доставки и подготовки продукции к продаже.
Основные функции промышленной торговли
Функции промышленной торговли во многом определены ее сущностью, иными словами формой товарного обращения. Важнейшими функциями торговли являются:
- Реализация потребительской, производственной стоимости продукции. Выполнение данной функции формирует экономические предпосылки воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая при этом производство с потреблением.
- Доведение продукции до потенциальных потребителей. Осуществляя данную функцию, промышленная торговля организует пространственное перемещение продукции от производителя к потребителям, реализуя при этом целый комплекс мероприятий по продолжению производственного процесса в сфере обращения (хранение, транспортировка).
- Поддержание оптимального баланса между спросом и предложением с одновременным воздействием на производство в части объема и ассортимента реализуемой продукции.
- Минимизация издержек обращения в сфере потребления (затраты клиентов на потребление товаров) путем совершенствования технологий продаж, а также расширения информационных и маркетинговых услуг и прочего.
- Применение маркетинговых мероприятий. К маркетингу относятся разработка нового товара и усовершенствование старой продукции, проведение рыночных исследований, стимулирование и повышение доходности деятельности торговых предприятий.
Все вышеперечисленные задачи невозможно отделить одну от другой, их необходимо реализовать лишь в комплексе для достижения максимально эффективной реализации продукции. Их конечной целью является максимальное удовлетворение покупательского спроса потенциальных потребителей.
Развитие промышленной торговли в XVIII столетии – начало ее становления
Во второй половине XVIII столетия происходил стремительный рост промышленности и торговли. В частности это касается развития русской металлургии: выплавка чугуна составила 2 млн. пудов, за четверть века данное производство увеличилось почти в 3 раза. Экспорт железа за границу составил 1,2 млн. пудов. Заводы того времени полностью удовлетворили потребность многих стран. Для металлургической промышленности XVIII столетия характерно дальнейшее увеличение удельного объема частного капитала, были построены новые заводы.
За второй период столетия значительно увеличилось количество мануфактур в легкой промышленности. В 1753 году их насчитывалось около 153, в том числе 11 суконных, 29 шелковых и 50 полотняных. Уже в середине 30-гг. XVIII столетия правительство России отметило, что большинство мануфактур в состоянии удовлетворить спрос населения без ввоза иностранной продукции.
В первой половине XVIII столетия большинство предприятий легкой промышленности были размещены в Москве. В последующие года они переместились ближе к источникам сырья. Среди промышленников первых десятилетий XVIII столетия дворяне-предприниматели редко встречались, зачастую ими были купцы.
К середине столетия на мануфактурах было занято около 50 тысяч наемных работников, что было уже в 3 раза больше, нежели в 1725 году. Около 100 тысяч людей работало в то время на металлургических заводах. Русское правительство продолжало проводить политику меркантилизма. Промышленные купцы продолжали получать значительные привилегии и казенные ссуды. Обеспечение рабочей силой крупных предприятий во второй половине XVIII столетия осуществлялось путем использования принудительного труда и свободного найма.
Расширение дворянских привилегий отобразилось и на торгово-промышленной политике правительства. Промышленникам были выгодны высокие пошлины, они ущемляли интересы дворянства, которое являлось основным потребителем импортных товаров. Новый тариф не носил столь яркого покровительственного характера. Наибольшая пошлина составляла 20% от стоимости продукции.
Уменьшение ввозных пошлин привело к росту внешнеторгового оборота. В 1749 году за границу было вывезено русских товаров почти на 7 млн. рублей, а привоз составил 5,5 млн. рублей. Можно подытожить, что торговый баланс оставался активным, а превышение вывоза над ввозом значительно сократилось. Торгово-промышленная политика была подчинена интересам дворянства.
Рисунок 1. Развитие промышленности и торговли в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, в первой половине XVIII столетия было сформирована крупная промышленность, в это же время значительно выросла внутренняя и внешняя торговля. В России, как и в других западных странах, все это достигалось при помощи жестких и принудительных мер. Методы феодальной и крепостнической эксплуатации распространялись и на крупную промышленность. Налоговый гнет давил на трудовые массы с огромной силой, разоряя посадских людей и крестьян. Налоговая система позволила казне предоставлять промышленниками купцам крупные ссуды, передавая им промышленные предприятия, которые были сооружены на государственные средства.
Одновременно с применением на мануфактурах принудительного труда возникло множество предприятий капиталистического типа, которые основаны на трудовой деятельности наемных рабочих. Эти предприятия вели успешную конкурентную борьбу с привилегированными дворянскими мануфактурами, они подготавливали почву для развития в стране капиталистического уклада.