Предпринимательство – это вид экономической деятельности, которая самостоятельно осуществляется (с принятием на себя всех рисков) особой группой людей – предпринимателями, нацеленными на стабильное получение прибыли.
Экономическая сущность предпринимательства
Сегодня экономический успех государства во многом достигается за счет предпринимательства. Оно придает современной экономике инновационный, продуктивный характер. Развитие предпринимательства сокращает разрыв между потенциалом экономической системы и фактическими результатами ее функционирования.
Предпринимательством называют самостоятельную и рисковую деятельность граждан по производству и реализации на рынках благ с целью получения прибыли. Его экономическая роль в настоящее время во многом заключается в содействии осуществления следующих процессов:
- Освоение новых перспективных производств;
- Модернизация и реконструкция устаревших производств;
- Развитие конкуренции;
- Увеличение международной открытости экономики страны;
- Создание механизмов достижения устойчивого развития национальной экономики.
Основные сведения о предпринимательстве в России
Предпринимательство в Российской Федерации представлено индивидуальными предпринимателями, а также малыми и средними предприятиями. Согласно официальной статистике, в России сейчас зарегистрировано 2,9 млн индивидуальных предпринимателей и почти 1,7 млн малых и средних предприятий.
Отраслевое представительство субъектов предпринимательства в российской экономике выглядит следующим образом:
- Оптовая и розничная торговля – 40%;
- Операции с недвижимостью – 21,1%;
- Строительство – 11,1%;
- Добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства – 10,7%.
В сфере малого и среднего предпринимательства занято более 18 млн человек, что составляет четверть от числа всех работающих в России граждан. Кроме того, малый и средний бизнес характеризуется наличием следующих удельных весов в структуре российской экономике – 28,5% выручки, 10% инвестиций в основной капитал, 5,9% стоимости основных фондов.
Стоит отметить, что масштабы малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до сих пор остаются несопоставимыми с аналогичными показателями многих других развитых и развивающихся стран мира. На него в валовом внутреннем продукте России приходится доля в 20%, в то время как в США, развитых западноевропейских и азиатских странах данный показатель находится в диапазоне 40-70%. Та же самая картина наблюдается и при анализе доли занятых в малом и среднем бизнесе.
Проблемы развития предпринимательства в современной России
Развитие предпринимательства в современной российской экономике осуществляется не такими темпами, которые хотели бы видеть и представители бизнес-сообщества, и органы государственной власти, и население страны. По мнению экспертов и самих предпринимательских структур, главными проблемами, которые мешают стремительному росту данного сегмента национальной экономики, являются следующие:
- Несовершенство налоговой системы, неадекватность налоговых ставок, что заставляет предпринимателей уклоняться от налогообложения, вести «теневой» бизнес»;
- Отсутствие оборотных средств вследствие недоступности кредитных ресурсов (ввиду высоких процентов за пользование ими и жестких требований банков при оформлении кредита, а также неэффективного распределения бюджетных средств);
- Низкий платежеспособный спрос населения, который усиливает конкуренцию между предпринимателями, не позволяет некоторым из них окупить себестоимость изготовленной продукции и профинансировать дальнейшее расширение воспроизводства;
- Высокая арендная плата за временное пользование объектами недвижимости и прочими основными средствами;
- Несовершенство инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности (в частности, отсутствие производственных площадей);
- Низкий уровень безопасности предпринимательской деятельности (в виде невыполнения контрагентами условий договоров, произвола чиновников, прямого давления преступных группировок, утечки конфиденциальной информации).
Представляется, что для решения перечисленных проблем необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательской деятельности. Решающая роль в этом процессе будет принадлежать государству, которое должно принять эффективную нормативно-правовую базу предпринимательства, направленную на его стимулирование и всестороннее развитие.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности в виде регламентирования, администрирования должно быть сведено к минимуму. В частности, нужно упростить процедуры регистрации, лицензирования, контроля в отношении многих видов предпринимательства.
Проблема нехватки производственных помещений и оборудования может быть решена совместными усилиями представителей предпринимательского сообщества. Координация их деятельности, сотрудничество бизнеса позволит одним предприятиям активно использовать простаивающие мощности других предприятий.
В этом же направлении рекомендуется усилить кооперацию малых предприятий и крупных компаний. Она может существовать в таких формах, как лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих. Благодаря этому крупный бизнес будет готов оказать помощь малому в части передачи технологий, подготовки кадров и т.д., что также поспособствует развитию предпринимательства в стране.
Таким образом, в современной российской экономике существует ряд серьёзных проблем, которые препятствуют полноценному развитию предпринимательства в стране. Их решение позволит значительно увеличить деловую активность.