Государственная социальная политика
Социальная политика государства – это мероприятия, проводимые властными органами с целью социального обеспечения и развития общества.
Основными задачами социальной политики являются:
- Улучшение качества и уровня жизни населения.
- Экспертиза причинно-следственных связей социальных явлений.
Обычно, главным субъектом проведения социальной политики является государство. Однако, здесь могут быть задействованы надгосударственные образования, некоторые административные организации, предприятия. В процессе могут участвовать транснациональные корпорации, как субъекты, оказывающие влияние на социально-экономическую структуру страны-рецепиента.
Цели политики обычно разрабатываются на общегосударственном уровне, но их реализация осуществляется на региональном или местном. Финансирование осуществляется из бюджета страны. Объектами политики выступают граждане, принадлежащие к определенным социальным группам. Политика обычно соответствует текущему общему курсу страны, а также долговременным ценностям.
Стратегия государства невозможна без социальной политики. Предпринимаемые в этой сфере мероприятия должны иметь широкую поддержку населения, особенно тех социальных групп, на обеспечение которых они направлены.
Реализация социальной политики осуществляется через оказание услуг, проведение социальных выплат. К социальным услугам относят предоставление обеспечения нуждающимся. Еще одним направлением является борьба с безработицей. Трудоустройство способно решить сразу множество задач. Это и личная реализация человека, и возможность для него заработать, а значит, улучшить собственное материальное положение и положение своей семьи.
Безработица в России
Безработица представляет собой социально-экономическое явление, оказывающее влияние на все структуры общества. Уровень занятости в РФ является достаточно высоким. Он сохраняет это положение еще с советских времен. Задачи государства в данной сфере деятельности заключаются в:
- Снижении уровня безработицы.
- Повышении числа занятых.
Число безработных в стране определяется официальным органом статистики, однако, в России очень большой сегмент теневой экономики, поэтому не все трудоустроенные числятся в официальных источниках учета, платят налоги. Так же дело обстоит с частными предпринимателями, но постепенно ситуация в стране выравнивается.
Российский рынок труда отличается тем, что он способен достаточно быстро приходить в равновесие вне зависимости от активности государства. Это вызвано тем, что большая часть населения образована, а рабочих мест как правило больше, чем населения («излишние» места закрываются за счет мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья).
По официальным данным уровень безработицы в стране достаточно низкий. Причиной этого является сложная демографическая ситуация в стране. Нестабильность экономики заставляет население страны сокращать количество расходов, сдерживает рост рождаемости. Демографические показатели имеют свойство долгосрочного воздействия на экономику, поэтому первостепенной задачей государства в области управления уровнем безработицы является обеспечение нормального соотношения рождаемости и смертности.
На текущий момент численность безработных в России составляет около 4,46 миллионов человек по официальным данным. Это составляет около 6% от общего количества жителей. Показатель превышает показатель предыдущего года на 1,6%. Поиск работы так же затягивается, в среднем для российского жителя период ожидания составляет 7 месяцев, что негативным образом сказывает на экономическом положении населения.
Пути решения проблем безработицы в России в рамках государственной социальной политики
Регулирование уровня безработицы позволяет решить массу социальных проблем. В сфере социальной политики принимаются действия по поддержке временно безработных граждан. Среди инструментов отмечают:
- Выплату пособий по безработице.
- Субсидирование найма дополнительной рабочей силы на предприятиях.
- Предоставление досрочного выхода на пенсию отдельным категориям работников.
В сфере занятости населения применяются гибкие формы занятости. Так же развивается направление самозанятости в регионах. Самозанятость считается специфической формой деятельности, позволяющей специалистам работать на себя, при этом официально платить налоги и осуществлять платежи в социальные и внебюджетные фонды.
Социальная поддержка безработным оказывается через биржи труда. Здесь человек может встать на учет, и определенное законом время получать гарантированные социальные выплаты, пока не будет трудоустроен. Служба занятости является целым институтом организации и общественной деятельности, которые обеспечивают процесс выявления безработных и предоставления им рабочих мест. Так же в рамках социальной политики проводятся мероприятия по профессиональной переподготовке, либо повышению квалификации людей, временно оставшихся без работы.
Еще одним направлением в сфере социального регулирования рынка труда является вопрос пенсионного обеспечения. Сама структура выплат теряет свою гибкость и способность справляться с увеличивающимся числом пожилых людей. Все это происходит на фоне замедления темпов прироста населения. Поэтому в России, по примеру западных стран, пересматривается подход к организации труда пенсионеров, а также рассматривается вопрос о передвижении возраста выхода на пенсию на более поздний.
Таким образом, социальная политика в области регулирования безработицы в России сводится к оказанию материальной помощи, а также помощи в получении нового рабочего места с помощью институтов трудоустройства.