Факторинг – это специфическая форма поставки продукции покупателю, осуществляемой на условиях отсрочки платежа через привлечение факторинговой организации, которая сразу выплачивает поставщику 75-90% стоимости сделки, а оставшуюся часть (за вычетом комиссии) выплачивает после оплаты ей покупателем своих коммерческих обязательств.
Форфейтинг – это специфическая форма кредитования торговых операций, которая заключается в приобретении финансовым агентом (форфейтором) коммерческого обязательства заёмщика (покупателя, импортёра) перед кредитором (продавцом, экспортёром).
Общее представление о факторинге и форфейтинге
Современная экономика характеризуется интенсивностью ведения торговой деятельности. Между контрагентами заключается большое число сделок по поводу купле-продажи и поставки определенных видов товаров.
В виду неравномерности товарных и финансовых потоков покупатели просят о предоставлении им различного рода отсрочек платежа. Однако перед поставщиками товаров стоят задачи по расширению производства, повышению его рентабельности, увеличению рабочих мест и т.д. Т.е. имеется острая нужда в денежных средствах.
В этих условиях участники сделки обращаются к финансовым посредникам. Считается, что классическое банковское кредитование несет в себе дополнительные риски, является более дорогим и менее доступным инструментом на финансовом рынке. Тогда используются операции факторинга и форфейтинга.
- Факторинг заключается в том, что факторинговая организация предоставляет покупателю до 90% от суммы сделки, а оставшиеся средства ― после того, как покупатель оплатит товар (уже фактору).
- Форфейтинг означает, что форфейтинговая организация, принимая на себя все финансовые риски, выкупает обязательства должника перед кредитором, который сразу получает всю сумму за отгруженный товар.
Несмотря на то, что по сути операции факторинга и форфейтинга в целом похожи, они имеют ряд принципиальных отличий. Обозначим основные из них:
- факторинговая организация занимается обслуживанием оборота, в то время как форфейтинговая – обслуживанием конкретной сделки;
- продолжительность операции по факторингу не превышает полгода, а форфейтинг может осуществляться в отношении требований, которые могут быть актуальны до 10 лет;
- по форфейтингу переуступка долга возможна, по факторингу – нет;
- в факторинге в договоре отмечаются условия регресса, в форфейтинге – нет;
- факторинг обслуживает средний и малый бизнес, а форфейтинг – крупный.
Описание проблем развития факторинга и форфейтинга в СНГ
На развитие рынков факторинга и форфейтинга в большинстве стран мира преимущественно оказывают влияние такие факторы как экономическая ситуация в стране, рыночная структура, конкурентная среда, инфраструктура (законодательная, организационная, кадровая). Особенно это актуально для переходных экономик, которыми являются экономики стран-членов Содружества независимых государств (СНГ). Главными из них считаются экономики Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь.
По мнению экспортов, одна из основных проблем развития и распространения данных финансовых операций на постсоветском пространстве заключается в наличии барьеров законодательного характера. В частности, выделяют следующие проблемы:
- проблемы в части общих вопросов регулирования (отсутствие норм-дефиниций, норм-принципов и иных норм, которыми закладываются основы осуществления этих операций);
- проблемы в области валютного регулирования (фрагментированность урегулирования отношений, связанных с валютными ценностями, поскольку факторинг и форфейтинг в основном используются в отношениях между экспортерами и импортерами);
- ограничения на факторинг и форфейтинг в некоторых областях и сегментах (например, в сфере государственных закупок);
- законодательные пробелы в части защиты факторинговых и форфейтинговых организаций от мошенников и противоправных действий клиентов.
Для некоторых стран СНГ характерно отсутствие единого регулятора факторинговой и форфейтинговой деятельности. Как показывает опыт Российской Федерации, где несколько лет назад Центральный банк получил полномочия мегарегулятора всех финансовых рынков страны, такой подход в большей степени будет способствовать стабилизации финансового сектора экономики и его постепенного развития.
Кроме того, факторинг и форфейтинг являются для регулирующих органов СНГ новыми и неизвестными финансовыми инструментами. Поэтому они могут их воспринимать не как способ совершенствования товарно-денежных отношений в национальной и мировой экономике, а как новый способ ухода предприятиями от уплаты налогов.
Еще для стран постсоветского пространства отмечается недостаточное развитие факторинга и форфейтинга в секторе малого и среднего предпринимательства. Причина подобного положения дел кроется в том, что деятельность малого и среднего бизнеса (в отличие от крупного) в основном является специфической и нестабильной, что не привлекает факторов и форфейтов. Риски, которые на них возлагаются, являются основной преградой, которая стоит на пути развития их сотрудничества с малыми и средними предприятиями.
Эксперты в качестве стоп-факторов для развития факторинга и форфейтинга на территории стран-членов Содружества независимых государств называют следующие причины:
- сильная волатильность курсов национальных валют (например, российский рубль и казахстанский тенге);
- преимущественное использование зарубежных финансовых каналов связи, что может стать причиной блокировки входящих денежных потоков;
- фокусирование экспорта на страны с высокими суверенными рисками.
Таким образом, развитие факторинга и форфейтинга в странах СНГ встречается на своем пути со множеством препятствий. Однако их преодоление является возможным – основную роль в этом должны сыграть государственные органы.