Понятие бизнеса
Бизнес – это предпринимательская деятельность, направленная на получение постоянной прибыли.
Экономика строится на воспроизводственном процессе, состоящего из этапов создания благ предприятиями различной формы хозяйствования. Далее блага распределяются с помощью государства или рыночного механизма. Следующим этапом является сбыт благ, их доведение до конечного покупателя. Затем идет полное потребление готовой продукции или услуг. Предпринимательская деятельность является одной из форм хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Она может осуществляться на любых этапах воспроизводственного процесса. Предприниматель вправе сам определять направленность деятельности своего предприятия.
Бизнес подразделяется на крупный, средний и малый в зависимости от числа нанятых сотрудников, объема выпуска, условиям работы. Самым массовым является малый бизнес. По сути, это небольшое предприятие, выпускающее однородные блага. Такие предприятия занимают небольшое место на рынке, но стремятся к его монополизации. В ряде стран со стороны государства обеспечивается поддержка малого бизнеса, так как он способен обслуживать ежедневные нужды потребителей, а также предоставлять рабочие места для населения.
Субъект, занимающийся бизнесом, занимается созданием актива, который станет регулярно приносить ему доход вне зависимости от личного участия самого предпринимателя. Таким образом, бизнесмен может сам работать на своем предприятии или выступать в роли собственника, либо прибегать к партнерству с другими бизнесменами.
В зависимости от направленности деятельности предприятия бизнес подразделяют на производственный, коммерческий, финансовый, посреднический, страховой и др. В России сущность бизнеса раскрывается в Гражданском Кодексе, который определяет его как форму хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей населения путем использования имущества, продажи благ, выполнения работ и предоставления услуг.
Особенности малого бизнеса
Малый бизнес или предпринимательство опирается на деятельность небольших фирм, предприятий, которые не входят в различные коммерческие объединения. Считается, что экономика развивается при оптимальном сочетании крупного, среднего и малого бизнеса. Малые предприятия выполняют следующие функции в национальной экономике:
- Предоставление рабочих мест.
- Реализация предпринимательского и творческого потенциала.
- Создание рабочих мест для социально незащищенных граждан.
В отличии от других форм бизнеса, численность наемных сотрудников организаций сферы малого бизнеса не превышает ста человек. Еще одной особенностью малого бизнеса является высокая доля оборотного капитала, а также специфический характер финансирования. Малым предприятием может быть хозяйственное общество, партнерство, потребительский кооператив, ферма, индивидуальный предприниматель, при условии соблюдения предписанных законодательством норм.
Малый бизнес способен более быстро и гибко реагировать на конъюнктуру рынка. Такие предприятия могут быстро перестроить свое производство, адаптировать его под нужды общества. Малые предприятия считаются двигателем прогресса, потому что именно здесь создаются инновации. Создание и функционирование предприятия малого бизнеса требует минимальных затрат. Экономичность предприятия складывается из высокого показателя оборота и достаточно низких расходов на заработные платы. Еще одной особенностью малого бизнеса можно назвать упрощенную форму ведения бухгалтерского учета, что положительным образом сказывается на желании субъектов экономики создавать предприятия в данной сфере.
Особенности российского малого бизнеса заключаются в низкой доле венчурной специализации. Большая часть малых предприятий полностью или частично действует в условиях теневой экономики, предпочитая снижать таким образом свои расходы. В России практически полностью отсутствует механизм государственной поддержки малого бизнеса. Неустойчивость малого предпринимательства связана с высокой конкуренцией, а также с нехваткой финансов.
Проблемы российского малого бизнеса
На развитие малого бизнеса в России влияет ряд внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы, как правило, относятся к работе самой компании и ее проблемам. К ним относят:
- Низкий уровень экономической грамотности предпринимателей.
- Отсутствие компетенции у персонала.
- Неорганизованный менеджмент.
- Отсутствие или слабая маркетинговая политика.
- Низкий уровень конкурентоспособности.
- Нехватка финансов.
- Снижающаяся прибыль, рост расходов.
Существенное влияние оказывают внешние факторы, среди которых отмечают, жесткое законодательство, высокие налоговые ставки, кризис в производстве и иных сферах хозяйствования, наличие крупных монополистов и слабая антимонопольная политика, отсутствие господдержки в форме дотаций и субсидий.
Неразвитость малого бизнеса России ведет к тому, что его товарооборот растет только внутри государства. Большая часть малого предпринимательства занята в сфере услуг и торговле. Оно не способно конкурировать на международном рынке по качеству продукции и наличию необходимого капитала. Сами организации не заинтересованы в экономическом росте национальной экономики, так как это ведет лишь к увеличению налогового бремени. В случае получения дотаций из бюджета, средства расходуются неэффективно. Получается, что вливания в бизнес не приводят к положительному результату.
Поддержка малого и среднего бизнеса является одной из приоритетных задач для развития рыночной экономики. Прежде всего, для субъектов хозяйствования необходимо создать условия стабильности, а также поддержки бизнеса. Последние может выражаться в создании научно-технических и информационных консультационных центров. Так же необходим комплекс мер по разработке нормативно-правовых актов, организации бизнеса. Сюда же относят кредитно-денежные, финансовые, информационно-технические, кадровые, консалтинговые мероприятия.