Сущность малого бизнеса
Малый бизнес играет исключительно важную роль в социально-экономической жизни любого государства. Мировая практика считает нормой государственное поощрение малого предпринимательства для достижения целей общества и государства.
Государственная задача при этом состоит не только в том, чтобы передать малому бизнесу финансовые, технические и другие ресурсы, но и в том, чтобы поддержать его любой ценой, создавая экономические, социальные и правовые условия выживания, способности к росту и саморазвитию.
Малый бизнес принято рассматривать в качестве социального явления, которое обеспечивает:
- занятость и самозанятость,
- реализация предпринимательской инициативы,
- внедрение инноваций,
- наполнение бюджета и др.
При наличии устойчивого экономического и политического общественного развития мелкие предприниматели наиболее подвержены принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы.
При этом часть мелких собственников способна проявлять максимальную активность (иногда агрессивность) в случае появления угрозы в отношении собственности, поскольку для владельцев малых предприятий принадлежащая им собственность часто - единственное средство существования и важнейший способ самовыражения.
Роль и значение малого предпринимательства
Развитие малого и среднего бизнеса - важнейший показатель степени успешности рыночных реформ, а также степени эффективности конкурентной экономики. Анализируя экономическую литературу и имеющиеся статистические данные о деятельности малых предпринимателей, можно говорить о росте значения малых предприятий даже в государствах с развитой рыночной экономикой, но при этом их устойчивость все же остается относительно низкой.
Рост численности малых фирм, развитая инфраструктура и государственная поддержка малого бизнеса способствуют эффективному решению социально-экономических задач, включая вопрос занятости населения.
Роль малого бизнеса заключается в том, что развитие малого предпринимательства может решить некоторые проблемы, среди которых можно назвать:
- Образовать конкурентные, цивилизованные рыночные отношения, которые способствуют наилучшему удовлетворению потребностей общества и населения;
- Расширить ассортимент и повысить качество продукции (услуг), культуры обслуживания;
- Приблизить производство товаров и услуг к конкретным потребителям;
- Способствовать структурной экономической перестройке;
- Придание экономике гибкости, мобильности, маневренности;
- Привлечение личных общественных средств с целью развития производственной сферы;
- Создать дополнительные рабочие места, сократить уровень безработицы в обществе;
- Способствовать более эффективному применению творческих возможностей людей, раскрыть их таланты, развить различные видов ремесел, народного промысла;
- Вовлечь в трудовую деятельность отдельные группы общества, для которых крупный бизнес налагает определенные ограничения (домохозяйка, пенсионер, инвалид, учащийся);
- Сформировать социальный слой собственников, предпринимателей, владельцев бизнеса;
- Активизировать научно-технический прогресс путем разработки и внедрения инноваций;
- Освоить и использовать местные источники сырья, отходы крупного производства;
- Содействовать крупным компаниям посредством производства и доставки комплектующих изделий, создавать вспомогательные и обслуживающие производства;
- Освободить государство от низкорентабельных и убыточных компаний путем их аренды или выкупа.