Малый бизнес в России
В современных условиях, когда экономика осуществляет переход к устойчивому развитию, включая перевод российской экономики на инновационный путь, важнейшей задаче становится развитие малого бизнеса.
Малое предпринимательство – это сфера, без развития которой обеспечение успешного социально-экономического развития в нашем государстве невозможно.
В Российской Федерации использование экономического потенциала малого бизнеса и его ориентирование на обеспечение эффективного развития государства и его регионов пока не стоят в качестве реальных приоритетов государственной политики. Это, в значительной степени, обусловлено несовершенной системой государственной поддержки малого бизнеса, включая региональный уровень.
Функции малого бизнеса
Сущность малого бизнеса проявляется в его функциях, которые имеют экономическую и социальную направленность:
- сформировать конкурентные, цивилизованные рыночные отношения, которые могут способствовать наилучшему удовлетворению потребности общества в важных товарах (работе, услуге);
- расширить ассортимент и увеличить качество товаров, работ, услуг. При стремлении к удовлетворению запросов покупателей, предприятия малого бизнеса способствуют максимизации качества товаров (работ, услуг), включая культуру обслуживания;
- приблизить производство товаров и услуг к определенному сектору потребителей;
- содействовать структурной перестройке экономики, придавая экономике и хозяйству страны маневренность, гибкость и мобильность;
- привлечь личные общественные средства с целью развить производственную сферу, поскольку партнеры малых предприятий вкладывают собственный капитал в дело с большей заинтересованностью, чем в крупном бизнесе;
- сократить уровень безработицы путем создания дополнительных рабочих мест;
- более эффективно использовать творческие способностей граждан, раскрыв их талантов, побудить к освоению различных видов ремесел, возродить народные промыслы;
- вовлечь в трудовую деятельность соответствующие группы общества, которые по определенным причинам не способны работать на крупных производствах, или на них наложено ограничение (ученики, студенты, пенсионеры, домохозяйки и др.);
- создать социальный слой владельцев мелких фирм, собственников;
- дать толчок научно-техническому прогрессу;
- освоить и начать использовать местные источники сырья и отходы крупных производственных предприятий;
- оказывать помощь крупным предприятиям посредством производства комплектующих изделий и оснащения, создать вспомогательные и обслуживающие производства.
Значение малого бизнеса
Малый бизнес представляет собой в одно и то же время и цель, и инструмент развития рыночной экономики.
Эта двойственная роль подтверждается результатами анализа характерных для малых предприятий функций, которые классифицируются на основе соответствующего подхода, на целевые и инструментальные.
Рассмотрим более подробно эти функции:
- Целевые функции, посредством которых совершенствование малого предпринимательства становится важнейшей макроэкономической задачей государства. Сюда можно отнести влияние малого бизнеса на уменьшение безработицы, рост научно-технического прогресса, гарантия социальной и политической стабильности в обществе.
- Инструментальные функции относятся к использованию малого предпринимательства для локализации тенденций монополизации экономики, содействия формированию среднего класса, заполнения низкоэффективных для крупного бизнеса экономических сфер.
Все функции малого бизнеса постоянно развиваются и изменяются со временем.