Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Маркетинг на предприятии малого бизнеса

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Маркетинг на предприятии малого бизнеса
Маркетинг на предприятии малого бизнеса

Сущность, цели и задачи маркетинга

Определение 1

Маркетинг – это управленческая концепция, основанная на планировании и реализации деятельности, направленной на то, чтобы помочь бизнесу наилучшим образом удовлетворить потребности рынка и при этом извлечь максимальную выгоду.

Основополагающей целью маркетинга выступает получение прибыли за счет удовлетворение потребностей покупателей. Для достижения этой цели маркетинг ставит перед собой ряд глобальных и частных задач.

Глобальные (основополагающие) задачи маркетинга сводятся к следующему:

  • обеспечить информированность, избирательность и эффективность покупателей в потреблении ими тех или иных товаров и услуг;
  • координировать ресурсы компании;
  • оказывать целенаправленное влияние на воззрения людей и образ их жизни;
  • содействовать повышению качества жизни людей и пр.
Замечание 1

Задачи частного порядка, стоящие перед маркетингом, предопределяются способами достижения поставленной цели, ресурсным потенциалом компании и иными факторами.

Маркетинг в основе своей опирается на ряд принципов. Основными из них считаются наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей и обеспечение результативности компании в долгосрочной перспективе. Помимо прочего сюда же относятся эффективная реализация продукции, воздействие на рынок и адаптация к постоянно меняющимся требованиями клиентов.

Базовыми функциями маркетинга считаются функции исследовательского (аналитического), производственного, распределительно-сбытового, управленческого и контрольного порядка.

Сегодня маркетинг активно практикуется практически во всех сферах. Начиная от крупного, среднего и малого бизнеса и заканчивая некоммерческим сектором и сферой государственного управления. В сфере малого бизнеса маркетинг приобретает свои особенности. Рассмотрим их более подробно.

Особенности маркетинга в сфере малого бизнеса

Под сферой малого бизнеса принято понимать систему взаимодействия субъектов малого предпринимательства. К категории малого предпринимательства в России сегодня принято относить организации (т. е юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей, которые соответствуют трем базовым условиям:

  • годовые доходы не превышают 800 млн. руб.;
  • среднесписочная численность сотрудников составляет менее 100 чел.;
  • удельный вес уставного капитала, принадлежащего компаниям, которые не относятся к категории малого и среднего бизнеса, а также иностранным фирмам, составляет менее 49%.

Малый бизнес весьма распространен в современном мире. Его по праву считают не только изначальной формой развития предпринимательства, но и одним из базовых направлений оздоровления экономики страны.

Маркетинг является центральной функцией управления малым бизнесом. Его основной целью выступает определение потребностей покупателей и мобилизация ресурсов малой компании для их удовлетворения. С ожесточением рыночной конкуренции в условиях усиления глобализационных процессов значение концептуализации маркетинга лишь растет.

В рамках предприятия малого бизнеса маркетинг можно рассматривать в качестве комплексной системы исследовательской, управленческой и регулирующей деятельности, учитывающей отраслевые особенности и направленной на удовлетворение потребностей общества согласно учету духовных и материальных запросов его членов.

К числу основных направлений маркетинговой деятельности, реализуемой хозяйствующими субъектами в сфере малого бизнеса, принято относить:

  • проведение маркетинговых исследований;
  • развитие товаров и установление цен согласно условиям рынка;
  • построение систем распределения продукции фирмы;
  • обеспечение рыночного продвижения товаров и услуг, выпускаемых предприятием.

Данные направления маркетинга выступают в роли ключевых составляющих всех стадий воспроизводственного процесса, начиная от выпуска материальных благ и их распределения, и заканчивая обращением до стадии конечного потребления.

Определенную специфику в сфере малого бизнеса имеет и сама организация маркетинга. В частности, можно выделить три способа его организации – самостоятельная организация, полный аутсорсинг и гибридный способ. В первом случае предприятие малого бизнеса все функции маркетинга принимает на себя и лично их исполняет. Обычно для этого требуется нанять штат специалистов. Во втором случае исполнение функций маркетинга передается на аутсорсинг специализированным маркетинговым агентствам. В третьем случае на аутсорсинг передается лишь часть маркетинговых функций, прочие функции выполняются предприятием самостоятельно.

Комплекс маркетинга на предприятии малого бизнеса

Основой маркетинга на предприятии малого бизнеса выступает маркетинг-микс или, как его еще принято называть, комплекс маркетинга. Его базовая вариация состоит из четырех компонентов (рисунок 1). Именно она чаще всего встречается в практике функционирования малых фирм.

Базовая вариация комплекса маркетинга на предприятии малого бизнеса «4Р». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовая вариация комплекса маркетинга на предприятии малого бизнеса «4Р». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Представленный на рисунке 1 комплекс маркетинга отражает совокупность контролируемых факторов, которые направлены на возникновение предсказуемых и желаемых ответных реакций определенного рыночного сегмента. Иначе говоря, это те мероприятия, которые способно реализовать то или иное малое предприятия в целях продвижения своих товаров и услуг на рынок.

Помимо базовой вариации комплекса маркетинга существуют и расширенные модели маркетинг-микса (например, «5Р» и «7Р»). В этом случае к базовой модели добавляются такие компоненты, как «люди», «физическое окружение», «процесс оказания услуг».

На практике каждое малое предприятие самостоятельно решает, какую модель маркетинг-микса использовать. Недооценивать важность элементов комплекса маркетинга не следует. В целях обеспечения рыночного успеха фирмы необходимо планировать и реализовывать хотя бы базовую модель маркетинг-микса. Как показывает практика, расширенные модели обычно используются в высокотехнологичных отраслях и на предприятиях сферы услуг.