Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этапы бюджетирования

Сущность бюджетирования

В современных экономических условиях применение бюджетирования набирает все большую популярность. Это направление менеджмента компании используют достаточно активно, при этом используется понятие не просто «бюджет», а целый перечень терминов, и это понятно, поскольку на предприятии составляется и используется обычно несколько видов бюджетов.

Определение 1

Бюджет – количественное описание доходов и расходов предприятия, спланированное на определенный период времени.

Бюджет служит одним из главных инструментов механизма управления и регулирования деятельности, принимается и утверждается на уровне руководства, а его исполнение строго контролируется через выполнение ключевых показателей эффективности.

Сама суть бюджетирования в том, что все направления финансово-хозяйственной деятельности предприятия строятся на балансировке между доходной и расходной статей, знании и определении источников возникновения доходов и направлений вложений средств, наличии центров финансовой ответственности.

Важно помнить, что финансовое планирование, т.е. бюджетирование, эффективно лишь при условии грамотной оценки всей совокупности доходов и расходов, включаемых в бюджет.

Этапы процесса бюджетирования

Сама процедура бюджетирования идет постоянно, один этап сменяет другой. Охарактеризуем их несколько подробнее.

  1. Построение бизнес-модели развития и ее корректировка. На данном этапе происходит формирование самой схемы ведения бизнеса, строятся прогнозные модели различных экономических сценариев. По сути этот этап представляет собой формирование модели образования и расходования финансовых ресурсов компании, математически описывается механизм планирования бюджета и взаимосвязи между его составными элементами.

  2. Этап формирования бюджета. На данном этапе в большинстве случаев происходит доведение ключевых показателей распределения средств до подразделений предприятия на конкретный период времени. Далее эти подразделения планирую свой (первичный) бюджет, основываясь на доведенных сверху цифрах. Согласованные руководством и утвержденные именно первичные бюджеты становятся основой построения общего бюджета организации.

  3. Этап утверждения бюджета. На этапе утверждения происходит окончательное уравновешивание и урегулирование всех доходных и расходных статей. При этом вид бюджета может значительно измениться по сравнению с тем, что планировался на первом этапе. Окончательная форма и содержание бюджета зависит от разного рода факторов: конъюнктура рынка, социально-экономическая ситуация в стране/регионе, внутренняя структура организации и т.д. В итоге должен быть принят окончательный бюджет предприятия, спланированный на конкретный период времени.

  4. Этап доведения контрольных данных. На данном этапе происходит оповещение всех участников составления первичных бюджетов о внесенных изменениях, а при необходимости вносятся корректировки в исходные формы бюджетов. Значение и суть этого этапа бюджетирования в том, что здесь выделяются отдельные части бюджета и доводятся до необходимых структур и центров финансовой ответственности. Основная цель пересмотра доведенных сверху данных в том, чтобы внести изменения в значения ресурсов. Откорректированные первичные бюджеты снова консолидируются в общий бюджет с целью поддержания его в актуальном состоянии.

  5. Этап исполнения бюджета. Данный этап самый продолжительный. В процессе исполнения бюджета возможно внесение различных корректив под влиянием разного рода внешних и внутренних факторов. Финансовые ресурсы могут подвергаться сокращению, перераспределению, перемещению между подразделениями. По сути данный этап – это процесс редактирования локальной информации и итогов корректировок до заинтересованных участников процесса бюджетирования.

  6. Этап контроля исполнения бюджета. Несмотря на то, что данный этап обозначен в последнюю очередь, фактически он начинается с самого начала всего процесса бюджетирования. Длительность этапа контроля не регламентируется и не ограничивается во времени. При контроле происходит сопоставление фактически полученных результатов с теми, что были изначально заложены в бюджете, а также анализ причин и последствия выявленных отклонений. После контроля аи анализа итогов деятельности возможно изменение не только в самом бюджете, но и бизнес-модели и стратегии развития предприятия.

Дата последнего обновления статьи: 04.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot