До сих пор мы предполагали, что поведением производителей в хозяйстве управляет только Невидимая рука и никакого вмешательства в этот процесс "извне" не происходит.
Однако существует несколько функций, крайне необходимых для нормального развития хозяйства, которые Невидимая рука выполнить не в состоянии. И если о них не позаботится государство, население может оказаться в тяжёлом положении.
Государство
Государственность в принципе сама не производит никаких жизненных ценностей. Она существует за счет налогов и распоряжается соответствующими ресурсами. Предприятия, являющиеся ее собственностью, - второстепенный источник дохода для нее.
Рисунок 1.
Тем более, они нередко убыточны. Государство содержит их в каких-то целях за счет того, что оно имеет как непроизводительная часть общества. Государство тратит то, что произведено не им и вне его. Если власть сама производит или добывает что-то, она либо есть власть до государственная, либо выходит за рамки функций государственности. Специфический для государства способ добывать жизненные блага - дань с подвластного населения, в наше время - в виде налогов.
Именно государство организует хозяйство человейника в особую стандартизированную сферу, которая "кормит" не только себя, но и весь прочий человейник. Организует, узаконивая хозяйственные клеточки и вводя правовые нормы, в рамках которых должна протекать жизнь хозяйственной сферы. Благодаря государству образуется внутренне связанное в некоторое целое общечеловейниковое хозяйство (с единой денежной системой, обменом,разделением функций).
Как бы хозяйственная сфера общества ни складывалась исторически и какой бы вид она ни принимала в конкретных случаях, мы в этом явлении абстрагируем то, что с ним происходит вследствие усилий государства, имеющих целью обеспечения общества средствами существования.
Рисунок 2.
Перераспределение дохода
Ещё одна причина вмешательства государства в развитие рыночного хозяйства заключается в том, что рынок не может обеспечить всех людей достаточным для их жизни доходом.
Во-первых, в хозяйстве существуют люди, частично или полностью не способные к труду и не входящие в рабочую силу, - это пожилые, несовершеннолетние, больные или инвалиды. Эти люди не могут предложить хозяйству ничего в обмен на доход, и поэтому общество (которое не хочет, чтобы его члены умирали от голода) вынуждено поддерживать их существование. Чтобы организовать эту поддержку, необходимо вмешательство государства, которое (как и в случае с общественными благами) обеспечит сбор необходимых средств и передачу их нуждающимся.
Во-вторых, причиной вторжения государства может быть дефицит благ первой необходимости (питания, топлива и т. д.), возникший в результате чрезвычайной ситуации. Например, из-за сильного неурожая может резко сократиться количество произведённого хлеба. Естественной реакцией рынка будет сильное увеличение его цены. В результате часть населения, обладающая сравнительно небольшим доходом, вообще не сможет купить это благо. В этом случае государство может вмешаться и взять торговлю хлебом под свой контроль - установить норму потребления хлеба и разрешить каждому человеку покупать хлеб в пределах этой нормы по низкой цене (то есть ввести карточки). Точно так же государство может контролировать потребление других важных благ (например, в случае войны - ресурсов для производства вооружения).
Создание "правил игры"
Рыночное хозяйство предполагает свободу в выборе своего поведения для фирм и населения. Однако полная свобода означает возможность того, что одни экономические агенты, если им представится возможность, могут притеснять других или вести себя "нечестно".
Если один человек захватит запас какого-либо ресурса, он сможет сильно завысить его цену, и это будет крайне невыгодно для всех остальных членов хозяйства.
Для предотвращения подобных случаев, государство может создать "правила игры", которые должны будут соблюдать все люди и фирмы.
- Создание хозяйственного законодательства, которое упорядочивает деятельность фирм и населения. Хозяйственное законодательство может контролировать честность заключения и выполнения сделок, соблюдение прав собственности на ресурсы или блага, отношения фирмы и ее работников, правила создания фирм, кредитования, деятельности банков и т. д.
- Необходимо исключение недобросовестной конкуренции между фирмами. В борьбе за потребителя наряду с предложением более выгодных цены и качества фирмы могут прибегнуть к нечестной политике - завышению потребительских качеств своего товара или распространению информации, порочащей другие фирмы. В частности, необходимо следить за тем, чтобы в отраслях не возникала монополия, злоупотребляющая своим положением и повышающая цену своего продукта.
- Наконец, необходимо обеспечение денежного обращения. Денежная система - это тоже своего рода общественное благо, которое приносит огромную пользу всем участникам хозяйства и повышает эффективность всего хозяйства. Но создание этой системы может требовать централизованного контроля.
Таким образом, государство выполняет ряд важных функций: создание общественных благ, перераспределение и создание "правил игры". Для этого государство собирает специальный фонд, который называется бюджетом, и с его помощью выполняет все свои функции.
Конец $XX$ - начало $XXI$ века характеризуется значительным усилением процессов глобализации мировой хозяйственной жизни. Глобализация выступает сегодня в качестве основной объективной по своему содержанию доминантной характеристики проистекающего в мире экономического процесса и трансформирующихся экономических отношений. Возрастающая значимость этого явления вынуждает представителей экономической науки находить обновленные ответы на вызовы современного этапа саморазвития мира, подвергать сомнению устоявшиеся традиционные теоретические постулаты и стремиться на этой основе к осуществлению выводов, которые могли бы отличаться их практической востребованностью. В науке нередко смешиваются понятия «жизнеобеспечение» и «конкурентоспособность».
Жизнеобеспечение – это концептуальный взгляд на процесс национального производства с точки зрения уровня экономической безопасности нации. Под жизнеобеспечением следует понимать способность национальной производительной структуры удовлетворять какой-то определенный уровень существующего у нации спроса.
Конкурентоспособность означает потенциал производительной структуры по удовлетворению существующего спроса на уровне принятых в мире стандартов применительно к каким-то определенным группам населения (например, – по уровню индивидуальных доходов). К примеру, наша автомобильная промышленность работает на жизнеобеспечение той части населения, которая относится к категории нижнего слоя среднего класса, но утверждать о ее конкурентоспособности не приходится. Так же, как художественная самодеятельность удовлетворяет запросы тех, кто не имеет доступа к истинному высокому искусству.