Понятие и сущность планирования и прогнозирования
Планирование – это один из элементов управления, который направлен на организацию процессов и достижение определенных результатов.
Прогнозирование – это оценка возможных путей развития системы или объекта в заданных условиях.
Планирование лежит в основе управленческих решений. Оно реализует задачи по организации и мотивации сотрудников, а так же обеспечивает контроль над выполнением заранее обозначенных действий. Оно состоит из действий и решений, которые принимаются руководством. Обычно планирование следует заданному стратегическому курсу, и содержит в себе количественные показатели. Без него принятые руководством шаги не смогут быть последовательно реализованы. Особенно планирование важно при внесении существенных изменений в работу предприятия. Это могут быть инновации, либо иные нововведения.
Планирование, как и прогнозирование, ориентировано на будущее. Однако, прогнозирование является частью процесса планирования. Оно создает фундамент для корректировки решений, а еще западные специалисты называют его стратегическим планированием. То есть, руководители анализируют большой массив данных, сопоставляют его с прошлыми периодами, исследуют на предмет рисков в настоящем и будущем, и только после этого закладывают основное направление работы предприятия. Стратегическая цель может несущественно изменяться, но в целом она остается постоянной, формируя основу для будущего развития.
Таким образом, планирование и прогнозирование являются частью управления предприятием или иной экономической системой. Планы и прогнозы могут разрабатываться экспертами, либо руководителями самостоятельно. Планирование и прогнозирование необходимы для того, чтобы создать карту действий, а затем, соблюдая ее, идти к намеченной коммерческой цели или иной выгоде.
Отличительные черты планирования
Планирование имеет определенные характеристики и отличительные черты, которые позволяют определить его предназначение. Среди этих характеристик отмечают:
- Ориентирование на долгосрочную перспективу.
- Объединение общих стратегических идей в работе компании.
- Определение перспектив развития предприятия.
- Формирование представления об основных видах деятельности.
- Установление для каждого подразделения согласованных целей, если предприятие крупное.
- Определение политики и задач организации
- Поиск альтернативных вариантов развития в долгосрочном периоде.
Вышеперечисленные элементы ложатся в основу более детальных планов, так как динамичность внешней среды и влияние внутренних факторов предусматривают многообразие видов планирования. С помощью плана можно обобщить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели. Так же он способствует формированию целостного подхода в маркетинге, рекламе, финансовой и инновационной деятельности.
Планирование само по себе многоэтапно. Его задача обеспечить последовательность выполнения заданных решений. Так же планирование создает основу для эффективного распределения ресурсов, позволяет более точно изучить внешнюю и внутреннюю среду объекта или системы экономики. Планирование сосредоточено на системном подходе к оценке слабых и сильных сторон организации.
Однако, разработка планов требует больших временных и финансовых затрат, глобального исследования доступной информации, которая может быть использована для более эффективной организации действий. Кроме того, план требует разработки механизма, который запустит его реализацию.
Отличительные особенности прогнозирования
Планирование носит адресный и обязательный характер. Природа прогноза рекомендательная. План является обязательным к исполнению, а данные прогноза могут учитываться, либо игнорироваться.
Прогнозирование более вероятностно. Оно вариативно, альтернативно, многозначно и многовариативно. Основная задача прогноза – поиск наилучшего решения. Прогноз обычно составляется на отдаленные временные промежутки, но иногда может разрабатываться для решения текущих проблем, либо задач в недалеком будущем. Прогнозирование не точная наука. Оно опирается на гипотезы, аналогии, сценарии, экспертные оценки.
Объект прогнозирования оказывается больше объекта планирования. Он охватывает данные относящиеся к системе, а так же факторы, которые могут так или иначе повлиять на конечный результат. Прогнозирование удобно для процессов, которые не могут быть запланированы. На макроэкономическом уровне это могут быть демографические процессы, спрос, внешнеэкономическая деятельность и другое.
Прогнозы разделяют на глобальные, макроэкономические и микроэкономические. То есть, они разрабатываются не только для международных и национальных систем, но и для отдельных предприятий или даже домашних хозяйств. Прогноз является некой точкой отсчета, от которой отталкиваются руководящие органы для начала планирования.
Таким образом, прогнозирование является частью планирования. Оно является ориентиром для управления, принятия решений, выстраивания стратегии и тактики. Прогнозы условны, часто опираются на предположения. Но возможность современного математического аппарата и наличие технологий, способных обрабатывать большие массивы данных, повышает эффективность прогностической деятельности. С их помощью снижаются погрешности, ликвидируются ошибки в расчетах.
Прогнозирование часто называют предвидением, опирающимся на научную базу. То есть, вырабатываемые предположения отталкиваются от установленных закономерностей, последовательностей, особенностей развития тех или иных систем. Гипотеза не бывает абстрактной. Обычно она привязана к определенным параметрам и носит вполне обоснованный характер. План более точный, связанный с реальностью и текущими данными. Если прогноз более обтекаемый и не точный, несмотря на его научную базу, то план представляет собой четкую последовательность действий.