Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Финансовое планирование и прогнозирование

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Финансовое планирование и прогнозирование

Сравнительная характеристика финансового планирования и прогнозирования

Ключевой составляющей управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Эти понятия не равнозначные, каждый из них имеет свое предназначение в системе управления предприятием.

Определение 1

Финансовое планирование – это процесс обоснования финансовых отношений и движения необходимых денежных средств на конкретный период времени. Финансовое планирование – это составной элемент управления финансами

В рамках осуществления планирования финансами госорганы и рыночные субъекты оценивают свое финансовое состояние, размеры финансовых средств, определяют возможности их роста и направления эффективного применения.

Определение 2

Финансовое прогнозирование – это предсказание финансового состояния предприятия в будущем и подтверждение финансовых показателей.

В целях разработки вероятных путей развития компании появляется необходимость в финансовом прогнозировании.

Финансовое прогнозирование – это оценка вероятных финансовых последствий принимаемых решений и факторов внешней среды, которые оказывают воздействие на результаты деятельности предприятия. Начальной стадией финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им затрат, а конечным этапом и целью — расчет потребностей в дополнительном финансировании.

Прогнозирование тесно связано с планированием. Это проявляется в следующем:

  • план и прогноз – это взаимно дополняющие друг друга этапы контроля деятельности субъектов на макроуровне и на уровне предприятия;
  • наличие функциональной направленности прогноза в зависимости от его отношения к плану (прогноз может следовать перед планом и после него или сопровождать процесс планирования).

Основные отличия прогнозирования от планирования:

  1. прогноз – это фактор, ориентирующий текущее состояние объекта прогнозирования на возможное будущее развитие, а план - это инструмент, устраняющий управленческие недочеты.
  2. план носит нормативный характер, а прогноз – вероятностный;
  3. план – это однозначное решение, прогноз предполагает наличие вариантов;
  4. прогнозирование осуществляется на основе качественных методов, а планирование – на количественных методах;
  5. прогнозирование может существовать отдельно, будучи составным элементом планирования.

Прогнозирование как основа финансового планирования

Основой стратегического финансового планирования является прогнозирование, под которым понимают основанное на наблюдении вероятностное описание событий, которые будут происходить в финансовой среде в будущем. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в разработке финансовой политики.

Замечание 1

Главная цель финансового прогнозирования - это определение дополнительных потребностей финансирования, которые возникают вследствие повышения объемов сбыта товаров или оказания услуг.

Основные задачи финансового прогнозирования: установление объективно складывающихся тенденций хозяйствования; оценка потенциала компании; определение альтернатив развития; формулирование проблем, требующих решения в прогнозный период.

Различают следующие виды прогнозирования:

  1. в соответствии с горизонтом прогнозирования: краткосрочное (до 1 года) и долгосрочное (более 1 года);
  2. по типам прогнозирования: поисковое, интуитивное и нормативное;
  3. в зависимости от степени вероятности будущих событий: инвариантные и вариативные прогнозы;
  4. по способу представления результатов: точечный и интервальный прогноз.

Под поисковым прогнозированием понимают предсказание от настоящего к будущему. Прогноз стоится с сегодняшнего дня на основе имеющейся информации и постепенно проникает в будущее. Выделяют традиционное прогнозирование (простая проекция в будущее) и альтернативное прогнозирование (разработка нескольких вариантов прогнозов).

Интуитивное прогнозирование основано на творческом видении будущего, которое стоится на основе интуиции прогнозиста. А в рамках нормативного прогнозирования выявляются общие цели и стратегические направленности на будущее, исходя из которых, менеджеры оценивают финансовое развитие компании.

Инвариантные прогнозы предполагают единственный вариант развития событий в будущем, а вариантные основываются на предположении о неопределенности будущей среды и наличии в этом случае нескольких альтернатив развития.

Точечный прогноз включается в себя одно значение прогнозируемого показателя. В рамках интервального прогноза предполагается некоторый диапазон значений прогнозируемого показателя.

Методы прогнозирования

Компании используют в своей деятельности различные методы финансового прогнозирования:

  • метод экспертных оценок;
  • метод экстраполяции;
  • метод корреляционного моделирования;
  • метод многофакторного экономико-математического моделирования;
  • метод оптимизационного моделирования;
  • экономико-статический метод.

Метод экспертных оценок строится на основе обработанных мнений компетентных в определенной области специалистов. Предмет исследования - динамика финансовых процессов, выявленных с помощью проведения интервью или анкетирования.

Сущность метода экстраполяции заключается в распространении на будущий период тенденций, которые сложились в прошлом (ретроспективе). Степень использования данного метода в сфере финансов зависит от степени стабильности динамики развития экономики. Меньше всего метод экстраполяции применяется на уровне предприятий, так как финансовые показатели микроэкономики менее инерционны. Соответственно, в условиях макроэкономики данный метод используется в большей мере.

Метод корреляционного моделирования применяется для установления взаимосвязи между исследуемыми финансовыми показателями в динамике. Данный метод имеет место при прогнозировании суммы активов компании и других показателей относительно изменения размеров сбыта производимой продукции.

При использовании метода многофакторного экономико-математического моделирования в финансовом прогнозировании широко применяются разнообразные модели устойчивого роста компании. Эти модели определяют размеры внешнего финансирования предприятия относительно темпа роста сбыта продукции и другие.

Метод оптимизационного моделирования состоит в оптимизации конкретного прогнозируемого показателя применительно к условиям его формирования. Этот метод применяется в финансовом менеджменте для прогнозирования структуры капитала, чистой прибыли и других показателей.

Экономико-статистический метод – это изучение закономерностей динамики конкретного показателя и распространения темпов этой динамики на прогнозируемый период. В этом случае на основе данных показателей стоится линия тренда. Преимуществом данного метода является его простота, но точность прогноза низкая, так как не учитываются новые тенденции и факторы.