Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие монополий и методы воздействия на них

Все предметы / Экономика / Понятие монополий и методы воздействия на них
Содержание статьи
Определение 1

Монополия – это хозяйствующий субъект, который имеет либо исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, либо возможность установить на рынке по своему усмотрению объем предложения и цену продукции, способствуя, тем самым, максимизации собственной прибыли.

Общее представление о монополии

Одним из крайних состояний рынка является монополия. Этим термином называют рыночную структуру, при которой одна единственная фирма-производитель выставляет на рынке для реализации свою продукцию. Т.е. эта фирма способна установить тот объем предложения и ту цену, которые она посчитает нужными. Как правило, главным критерием выбора в данном случае выступает максимизация прибыли. При этом уровень издержек, которые обществу приходится нести в данном случае, монополисту не важен, поэтому он растет.

Монополии возникают, прежде всего, из-за стремления предпринимателей извлечь наибольшую прибыль. Монополизация рынка является одним из действенных способов достижения этой цели. Кроме того, появлению монополий способствует действие следующих дополнительных факторов:

  • введение государственными органами законодательных барьеров для ведения участниками рыночных отношений хозяйственной деятельности (например, в форме лицензирования, квотирования, сертификации и т.д.);
  • присущие конкретному виду хозяйственной деятельности значительные затраты, которые не могут быть окуплены в условиях конкурентной борьбы на рынке;
  • наличие и развитие тенденции поглощения и слияния фирм, в результате которых происходит укрупнение хозяйствующих субъектов и уменьшение их числа на рынке;
  • воплощение в жизнь политики протекционизма, которая заключается в защите отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Специфика монополии состоит в том, что по сути вся отрасль экономики есть одна компания-производитель (монополия). Данные компании не только регулируют количеству и цену продукции, но и создают для потенциальных конкурентов искусственные барьеры экономического, юридического и технического характера. Т.е. обычные потребители вынуждены либо приобретать товар у компании-монополиста, либо обходиться вовсе без него. При этом у монополиста отсутствует нужда в рекламе своей продукции.

Готовые работы на аналогичную тему

Монополия может существовать в различных видах. Чаще всего выделяют следующие разновидности монополии:

  • естественная монополия – выгодное (эффективное) производство продукции в силу действия эффекта от масштаба производства возможно только в условиях отсутствия конкуренции (например, железная дорога, системы водоснабжения);
  • открытая монополия – появление нового продукта или технологии, что еще не освоено рыночными конкурентами;
  • государственная (закрытая) монополия – ситуация на рынке, которая сложилась в результате принятия государственными органами соответствующего (общеобязательного) решения.

Описание основных методов воздействия на монополии

Государство обеспокоено тем фактом, что монополизация рынка приводит к возникновению дополнительных общественных издержек. Поэтому государственные органы предпринимают меры, которые направлены на противодействие данному процессу. Совокупность этих мер образует антимонопольную политику государства.

Методическое обеспечение антимонопольной политики государства в большинстве случаев представлено следующими методами воздействия на монополии:

  • административные меры ограничения монополизации рынка / поддержания конкуренции;
  • установление запрета на монополистическое ценообразование;
  • ведение государственными органами постоянного мониторинга за рыночной ситуацией;
  • обеспечение конкурентных условий в национальной экономике.

Как видно в приведенном перечне, подавляющее большинство способов воздействия на монополии сводится к запретам и контролю. Так, запрещается заключение монопольных сделок на рынке, ведение недобросовестной конкуренции (в виде распространения ложной информации, незаконного копирования и похищения коммерческих тайн), ограничиваются действия фирм, которые объективно занимают доминирующее положение на рынке, и т.д.

С другой стороны, необходимо всячески поощрять появление и функционирование новых фирм, которые непосредственно способствуют развитию в экономике конкурентных условий ведения хозяйства. В частности, требуется привлекать дополнительные (в том числе, иностранные) инвестиции, создавать совместные (международные) предприятия, организовывать зоны свободной торговли и т.д. Это все в купе должно привести к появлению большого числа малых и средних предприятий, которые выпускают на рынок новые товары.

Замечание 1

В условиях рыночной экономической системы на монополии рекомендуется воздействовать преимущественно экономическими методами. Они, в свою очередь, подразделяются на косвенные и прямые.

Косвенные экономические методы, прежде всего, заключаются в предоставлении органами государственной власти хозяйствующим субъектам налоговых льгот, субсидий, пособий, дотаций, льготных кредитов и т.д. Дополнительные финансовые ресурсы позволят небольшим фирмам конкурировать с крупными компаниями, которым не удастся полностью монополизировать рынок.

Прямые экономические методы выражены в разработке и в проведении государственными органами монетарного (денежно-кредитного) и фискального (бюджетно-налогового) регулирования (например, изменение процентной ставки, отмена ряда налогов и т.д.). Кроме того, значительное место в антимонопольной политике государства занимают тарифные методы регулирования.

Таким образом, к сегодняшнему дню было сконструировано и опробовано большое число методов воздействия на монополии, которые до сих пор успешно применяются государственными аппаратами многих стран мира.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Виктория Андреевна Останкова

Эксперт по предмету «Экономика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис