Монополия – это хозяйствующий субъект, который имеет либо исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, либо возможность установить на рынке по своему усмотрению объем предложения и цену продукции, способствуя, тем самым, максимизации собственной прибыли.
Общее представление о монополии
Одним из крайних состояний рынка является монополия. Этим термином называют рыночную структуру, при которой одна единственная фирма-производитель выставляет на рынке для реализации свою продукцию. Т.е. эта фирма способна установить тот объем предложения и ту цену, которые она посчитает нужными. Как правило, главным критерием выбора в данном случае выступает максимизация прибыли. При этом уровень издержек, которые обществу приходится нести в данном случае, монополисту не важен, поэтому он растет.
Монополии возникают, прежде всего, из-за стремления предпринимателей извлечь наибольшую прибыль. Монополизация рынка является одним из действенных способов достижения этой цели. Кроме того, появлению монополий способствует действие следующих дополнительных факторов:
- введение государственными органами законодательных барьеров для ведения участниками рыночных отношений хозяйственной деятельности (например, в форме лицензирования, квотирования, сертификации и т.д.);
- присущие конкретному виду хозяйственной деятельности значительные затраты, которые не могут быть окуплены в условиях конкурентной борьбы на рынке;
- наличие и развитие тенденции поглощения и слияния фирм, в результате которых происходит укрупнение хозяйствующих субъектов и уменьшение их числа на рынке;
- воплощение в жизнь политики протекционизма, которая заключается в защите отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Специфика монополии состоит в том, что по сути вся отрасль экономики есть одна компания-производитель (монополия). Данные компании не только регулируют количеству и цену продукции, но и создают для потенциальных конкурентов искусственные барьеры экономического, юридического и технического характера. Т.е. обычные потребители вынуждены либо приобретать товар у компании-монополиста, либо обходиться вовсе без него. При этом у монополиста отсутствует нужда в рекламе своей продукции.
Монополия может существовать в различных видах. Чаще всего выделяют следующие разновидности монополии:
- естественная монополия – выгодное (эффективное) производство продукции в силу действия эффекта от масштаба производства возможно только в условиях отсутствия конкуренции (например, железная дорога, системы водоснабжения);
- открытая монополия – появление нового продукта или технологии, что еще не освоено рыночными конкурентами;
- государственная (закрытая) монополия – ситуация на рынке, которая сложилась в результате принятия государственными органами соответствующего (общеобязательного) решения.
Описание основных методов воздействия на монополии
Государство обеспокоено тем фактом, что монополизация рынка приводит к возникновению дополнительных общественных издержек. Поэтому государственные органы предпринимают меры, которые направлены на противодействие данному процессу. Совокупность этих мер образует антимонопольную политику государства.
Методическое обеспечение антимонопольной политики государства в большинстве случаев представлено следующими методами воздействия на монополии:
- административные меры ограничения монополизации рынка / поддержания конкуренции;
- установление запрета на монополистическое ценообразование;
- ведение государственными органами постоянного мониторинга за рыночной ситуацией;
- обеспечение конкурентных условий в национальной экономике.
Как видно в приведенном перечне, подавляющее большинство способов воздействия на монополии сводится к запретам и контролю. Так, запрещается заключение монопольных сделок на рынке, ведение недобросовестной конкуренции (в виде распространения ложной информации, незаконного копирования и похищения коммерческих тайн), ограничиваются действия фирм, которые объективно занимают доминирующее положение на рынке, и т.д.
С другой стороны, необходимо всячески поощрять появление и функционирование новых фирм, которые непосредственно способствуют развитию в экономике конкурентных условий ведения хозяйства. В частности, требуется привлекать дополнительные (в том числе, иностранные) инвестиции, создавать совместные (международные) предприятия, организовывать зоны свободной торговли и т.д. Это все в купе должно привести к появлению большого числа малых и средних предприятий, которые выпускают на рынок новые товары.
В условиях рыночной экономической системы на монополии рекомендуется воздействовать преимущественно экономическими методами. Они, в свою очередь, подразделяются на косвенные и прямые.
Косвенные экономические методы, прежде всего, заключаются в предоставлении органами государственной власти хозяйствующим субъектам налоговых льгот, субсидий, пособий, дотаций, льготных кредитов и т.д. Дополнительные финансовые ресурсы позволят небольшим фирмам конкурировать с крупными компаниями, которым не удастся полностью монополизировать рынок.
Прямые экономические методы выражены в разработке и в проведении государственными органами монетарного (денежно-кредитного) и фискального (бюджетно-налогового) регулирования (например, изменение процентной ставки, отмена ряда налогов и т.д.). Кроме того, значительное место в антимонопольной политике государства занимают тарифные методы регулирования.
Таким образом, к сегодняшнему дню было сконструировано и опробовано большое число методов воздействия на монополии, которые до сих пор успешно применяются государственными аппаратами многих стран мира.