Понятие и виды экономических структур в системе национального хозяйства страны
Под экономической системой в общем смысле следует понимать набор взаимосвязанных элементов, образующих общую экономическую структуру. На уровне национального хозяйства страны она представляет собой ни что иное как определенный способ организации хозяйствования и тип построения национальной экономики.
В общей сложности можно выделить четыре базовых типа экономических структур (рисунок 1).
экономике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Виды экономических структур в национальной экономике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждый из представленных типов экономических систем имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Все вместе они определяют выбор в пользу использования того или иного типа хозяйствования. В настоящее время активно развивается рыночная экономика, основанная на свободе конкуренции и преобладании частной собственности. Ее прямой противоположностью является плановая экономика, активно используемая СССР и применяемая в ряде современных стран, таких как Китай, Куба, Вьетнам и ряд других. Рассмотрим сущность и особенности экономики планового типа более подробно.
Сущность экономики планового типа
Под экономикой планового типа (или плановой экономикой) следует понимать особый тип организации экономической системы государства, характеризующийся наличием общественной собственности на экономические ресурсы и предполагающий централизованное планирование, контроль и управление хозяйственной деятельностью страны. Таким образом, соблюдение этих двух условий и определяет сущность планового хозяйства, основной целью которого выступает удовлетворение потребностей всех членов общества.
К основным чертам экономики планового типа, характеризующим ее сущность, относятся:
- ограничение частной собственности и свободы предпринимательства;
- отсутствие рыночной конкуренции;
- низкое качество товаров и услуг, их ограниченность;
- госконтроль над ценами;
- высокий уровень занятости населения;
- сдерживание экономических кризисов;
- полное отсутствие либо крайне низкий уровень инфляции;
- высокий уровень социальных гарантий для членов общества;
- директивный характер планирования и управления;
- централизация власти;
- бюрократизация управленческого аппарата.
Основным преимуществом плановой экономики считается ее способность к эффективному аккумулированию и использованию ограниченных экономических ресурсов, направляемых на достижение приоритетных целей и важнейших задач страны. Как показала практика, использование экономики планового типа особенно эффективно в военное и кризисное время, когда рынок самостоятельно не может справиться со стоящими перед ним трудностями. Кроме того, плановая экономика обеспечивается снижение социальной напряженности в обществе и уменьшает его социальное расслоение.
В то же время плановая экономика имеет существенные недостатки в сравнении с иными типами хозяйствования. Так, например, она не допускает конкуренции на рынке и предполагает высокую степень политичности в принятии решений. Для планового хозяйства характерен относительно невысокий уровень жизни населения страны и низкое качество продукции, поставляемый на рынок.
Структурные компоненты плановой экономики
Основополагающим структурным компонентом плановой экономики выступает общественная (государственная) форма собственности, которая фактически является опорой власти государства. Все экономические ресурсы и средства производства принадлежат государству в лице уполномоченных ведомств, министерств и организаций. Непосредственно они и осуществляют их распределение в соответствии с поставленными перед экономикой страны целями. Промышленные предприятия находятся под контролем государства, а сельское хозяйство функционирует в виде коллективных хозяйств. Частная собственность всецело или частично отрицается.
Существенному ограничению подвергается свобода предпринимательства. Товаропроизводители не имеют свободы выбора в решении таких важнейших вопросов, как ассортимент и масштабы производства, выбор поставщиков сырья, отпускные цены на продукцию и пр. Все эти вопросы решаются государством централизовано. Предприятия не имеют материальной заинтересованности в повышении качества выпускаемой продукции, а их стимулы к эффективному хозяйствованию крайне низки.
Основным инструментом плановой экономики выступает централизованное планирование, предполагающее необходимость выработки специально созданным органом государственной власти планов производства и сбыта продукции, установления размера оплаты труда и цен на рыночную продукцию, определения и контроля инвестиций и пр. В результате все эти вопросы регулируются на высшем уровне власти и в директивной форме доводятся до ниже стоящих субъектов хозяйствования.
Основной формой проявления закона распределения по труду в плановой экономике является оплата труда. При этом ее размер регулируется государством, а сама она служит основным источником дохода населения. Дифференциация заработной платы достаточно низка.
Видовая структура плановой экономика
Плановую экономику условно принято делить на два вида:
- командная плановая экономика;
- демократическая плановая экономика.
В основе плановой экономики командного типа лежит жесткое директивное руководство, опорой которого выступают методы административного порядка (приказы, распоряжения, декреты и пр.). Основой развития национального хозяйства при этом выступает централизованное планирование, предполагающее высокую степень детализации разрабатываемых плановых показателей. Подобные планы охватывают все сферы деятельности и являются обязательными для исполнения всеми субъектами хозяйствования. Товаропроизводители не могут самостоятельно выбирать поставщиков сырья и оборудования или осуществлять сбыт продукции. Потребители же оказываются ограничены в выборе продукции.
Плановая экономика демократического типа имеет более либеральный характер. Она предполагает обязательное господство государственной собственности на экономические ресурсы. При этом государственная собственность может существовать наряду с частной собственностью на ресурсы. Планирование при этом имеет обобщённый характер и не требует глубокой детализации. Выполнение разработанных государством планов считается обязательным лишь для государственных предприятий, для прочих участников хозяйственной деятельности они имеют рекомендательный характер.