План третьей пятилетки и ее основные задачи
Осуществление плана третьей пятилетки происходило в условиях начала Великой Отечественной войны. Значительно возросли расходы, связанные с обороной государства. Если в 1939 году ассигнования на оборону составляли четверть государственного бюджета, то в 1941 году на долю этих расходов приходилась почти половина бюджета.
Основная задача первых двух пятилеток состояла в достижении объемов производства отраслей промышленности развитых стран. Если говорить о третьей пятилетке, то здесь основной приоритет отдавался достижению уровня производства промышленной продукции на душу населения развитых стран. В то время данный показатель в СССР был в 5 раз ниже.
Основное внимание уделялось качественным показателям. Весь упор был направлен на рост выпуска:
- легированных и высококачественных сталей,
- легких металлов,
- цветных металлов,
- точного оборудования.
Серьезными темпами развивалась химическая промышленность и химизация отраслей народного хозяйства. Была внедрена комплексная механизация, были предприняты первые попытки по автоматизации производства. За три года, вплоть до 1941 года, удалось увеличить объем производства продукции более чем на 30%. Этот показатель был очень близок к плановому, хотя он так и не был достигнут.
В целом, общий темп развития экономики был достаточно скромным. Приросты довались с огромным трудом. Новый уровень технологий требовал сбалансированности экономических звеньев, качественного управления и технической грамотности работников.
В большей степени третья пятилетка характеризовалась подготовкой к войне. Вместо больших предприятий строились средние по своей величине предприятия-дублеры. В основном все предприятия решено было строить в восточных районах страны. Производство военной продукции росло большими темпами. Если верить официальным данным, то темп роста отраслей военного производства составлял почти 40%.
Большинству предприятий, не занятых военным производством, приходилось освоить выпуск новой военной продукции и перейти на ее производство в ущерб мирным заказам. Снизился выпуск тракторов, грузовиков, зато в 2 раза увеличился выпуск танков, в 7,5 раз бронемашин.
Особенности третьей пятилетки
Основная проблема третьей пятилетки состояла в подготовке квалифицированных кадров. Во времена второй пятилетки сложилась система подготовки рабочих профессий непосредственно на производстве через систему курсов и кружков, однако уже во времена третьей пятилетки эта система не в полной мере могла удовлетворить растущие потребности отраслей промышленности в грамотных и квалифицированных кадрах.
По этой причине в октябре 1940 года была создана абсолютно новая система по подготовке кадровых резервов.
Каждый год юноши и девушки поступали в ремесленные и железнодорожные училища, школы ФЗУ. Причем содержание этих учебных заведений осуществлялось государством. После того, как учеба была закончена, молодые специалисты по направлению государства отправлялись в ту или иную отрасль промышленности. Далее, для получения высшей и средней квалификации юноши и девушки могли поступить в институты и техникумы.
Эта система позволила к началу 1941 года получить почти 2500 тыс. дипломированных специалистов.
Однако, несмотря на достигнутые успехи в области подготовки кадров, потребности экономики в квалифицированных кадрах в полной мере не были удовлетворены.
Кроме трудовых резервов в третьей пятилетке внимание уделялось и развитию химической промышленности. Предполагалось превратить химическую промышленность в одну из ведущих отраслей промышленности, позволяющую полностью удовлетворить потребности отраслей народного хозяйства и обороны страны.
Предполагалось увеличить производство химической продукции почти в 2,5 раза, что в разы превышало темп роста всей отрасли промышленности в целом. Планировалось значительно увеличить производство серной кислоты, азотной кислоты, минеральных удобрений, пластмасс. Кроме этого планировалось создать новые отрасли промышленности, основанные на органическом синтезе.
Итоги третьей пятилетки
Постепенно осуществлялось превращение Советского союза из аграрной страны в индустриальную державу. Страна приобрела экономическую независимость. К началу 1940 года произошло значительное увеличение промышленных производственных фондов. На долю СССР приходилось около 10% от общего мирового объема промышленного производства. Отставание от развитых стран мира значительно уменьшилось. По выпуску важнейших видов продукции отраслей промышленности Советский союз вышел на второе место во всей Европе.
Благодаря индустриализации улучшились условия жизни, и повысился общий культурный уровень масс. Несмотря на то, что социальное обеспечение страны в 30-е годы охватывало практически только городское население (рабочих и служащих), рост численности этой категории граждан сделал это явление массовым.
В предвоенный период были осуществлены значительные мероприятия, позволяющие обеспечить всеобщую доступность медицинских и школьных заведений.
Во времена первых пятилеток значительно возросло число врачей. Вместимость больниц увеличилась в 3 раза.
Достаточно бурно развивалось и народное образование. Если в 1914 г. в стране насчитывалось порядка 106 тыс. школ, то в 1940 количество школ увеличилось до 192 тыс. школ.
Практически с нуля была создана система среднего образования. Это позволило в 30-х годах практически всему подрастающему поколению учиться в школах.
Активно расширялась и развивалась сеть высших и средних специальных учебных заведений. Если в 1914 году юноши и девушки могли поступить лишь в 400 вузов и техникумов, то к 1940 г. число высших и средних учебных заведений увеличилось до 4600. Такая же ситуация была с объектами культуры и досуга: библиотеками, клубами, кинотеатрами, театрами и так далее.