Необходимость государственного вмешательства в переходную экономику
Несмотря на экономические, социальные, национальные, геополитические и другие особенности России реакция ее экономики на рыночные преобразования является совершенно нормальной, свидетельствующей о внутренней присущности рыночной саморегуляции современным экономическим отношения. Поэтому необходимость государственного вмешательства в экономику переходного периода обусловлена:
- требованием устранения или компенсации внешних эффектов (экстерналий);
- производством общественных благ; обеспечением экономики необходимым количеством денег;
- осуществлением целенаправленного процесса реформирования централизованно-управляемой экономики в рыночную.
Последняя из перечисленных проблем, требующих государственного вмешательства в экономику, присуща только переходной экономике и обусловливает противоречивое единство усиления и ослабления государственного регулирования переходной экономики. С одной стороны, полное огосударствление социалистической экономики требует ее либерализации, т.е. уменьшение степени государственного вмешательства, перехода от государственного управления хозяйством к его регулированию. Но с другой стороны, государство руководит процессом рыночных преобразований, что требует усиления его роли в экономике, но в качественно иной роли.
Функции государственного регулирования в переходной экономике
Любое системное целое, как и сложный, системный процесс, не может обойтись без регулирования или управления. Различие заключается в том, что одни системы регулируются внутренними, как бы встроенными механизмами, и поэтому являются саморегулируемыми (например организм человека), а другие, не обладая собственным механизмом саморегулирования, либо в условиях, когда его недостаточно, становятся несаморегулируемыми, т.е. регулируемыми извне. Эти два типа регулирования, рассматриваемые по отношению к экономике, называются:
- спонтанным
- государственно-организованным.
При этом, главным для того и другого механизма является обеспечение взаимодействий элементов системы и условий для достижения её целевого эффекта.
Экономическое вмешательство государства в современный рынок необходимо для осуществления следующих функций, которые не в состоянии выполнить любой рынок. Это, прежде всего:
- разработка и контроль за хозяйственным законодательством, представляющим единые "правила игры" для рыночных субъектов;
- организация общенациональной денежной системы;
- оптимизация структуры национального продукта и производства;
- перераспределение доходов в целях оказания помощи инвалидам, остронуждающимся, безработным;
- антимонопольное регулирование;
- проведение антиинфляционной политики;
- антикризисная политика.
Необходимость выполнения этих функций государством в смешанной рыночной экономике приводит к следующему выводу: нерегулируемого рынка фактически вообще не бывает, ибо в определённом воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный, свободный рынок.
Однако, даже самая рыночная экономика не составляет ещё всю экономику страны. Рынок ведь занят лишь теми потребностями, которые выражаются через платёжеспособный спрос и приносят частному товаропроизводителю прибыль. В этот круг "выгодных" потребностей и производств не входит целый ряд иных – невыгодных. Но они представляют собой жизненно важные потребности общества, например: национальная оборона, охрана общественного порядка, единая энергосистема, водопроводная сеть страны, здравоохранение, защита от наводнений и т.д.
Рисунок 1.
Производство таких нерентабельных с позиций частного капитала, но необходимых для страны товаров и услуг составляет особый сектор экономики – так называемый государственный сектор. Кстати, в $80$-х гг. нашего века государственный сектор (по доле добавленной стоимости) составлял во Франции - $17\%$, в Италии - $14\%$, в ФРГ - $12\%$, в Англии - $11\%$. Притом от того, как развит сектор, зависит состояние всей экономики, в том числе и рыночного, частного её сектора. Отсюда – вторая группа функций государства, связанная с управлением государственным сектором экономики.
Однако в переходный период экономика находится в особом состоянии промежуточности между разными типами экономических систем. Это, естественно, существенно влияет на объем, направления и функции государственного регулирования. Так, при межсистемном переходе (от одной системы к другой) возникает необходимость серьёзнейших институциональных реформ – таких преобразований, которые трансформируют важнейшие институты социально-экономической системы: права, собственности, тип государственного устройства и т.д. Эти изменения настолько масштабны и существенны, что приводят к трансформации государственного регулирования в переходный период.
Под трансформацией функций государства понимается изменение его главной целевой функции, а также связанная с этим актуализация и расширение одних функций и сужение других.
Более того, в переходный период не только трансформируются функции государства, но его действия становятся особенно необходимыми. Ведь те преобразования, которые в этот период совершаются, должны, прежде всего, коснуться законодательной базы данной страны. Это значит, что одни законы и инструкции должны быть отменены, а другие созданы, притом в комплексе, непротиворечиво, взаимоувязано. Обычно в переходный период существенно изменяются также общенациональная денежная, банковская системы, бюджетно-налоговая политика, социальная политика, а это все – заботы государства.
Как видим, функций у государства становится больше, и сами они усложняются. Их в переходный период можно разделить на три основных блока (группы):
- По формированию и регулированию новых законов, отношений, секторов и инфраструктуры в экономике;
- По реформированию и управлению государственным сектором экономики;
- По разрешению противоречий, связанных с переходным периодом, и по социально-экономической стабилизации.
Направления государственного регулирования переходной экономики
- Регулирование инвестиций как основы экономического роста осуществляется через: государственные капитальные вложения - в $1995$г. были осуществлены в размерах $43,8$ трлн.руб. ($23\%$ всех инвестиций) за счёт федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации; в $1999$г. их доля снизилась до $9\%$. налоговые инвестиционные льготы - осуществлённые предприятиями любых форм собственности инвестиции в производственные и непроизводственные фонды вычитаются из налогооблагаемой прибыли в размерах, не превышающих $50\%$ балансовой прибыли; инвестиционные кредиты.
- Регулирование сбыта через: государственные закупки (например, продовольствия); потребительские кредиты, которые пока не получили широкого развития.
- Регулирование рынка рабочей силы.
- Стимулирование НИОКР.
Особенности государства переходного периода
Особенности всех элементов государственного регулирования в условиях переходной экономики определяются специфическими чертами самого переходного государства:
1.Борьба за власть превратилась в главный фактор функционирования государства. 2.Реализация достаточно целостной стратегии рыночных преобразований осуществляется по принципу “шаг вперед - два назад”. 3.Разрушены старые, но отсутствуют новые механизмы реализации государственной политики на уровне центра и его взаимосвязей с регионами.
Выявленные черты государства переходного периода свидетельствуют о том, что реформирование государства осуществляется через преодоление глубокого кризиса государственности, развернувшегося в обстановке последовательного усиления влияния политических факторов на содержание, последовательность и темпы осуществления реформационных процессов. В определенной мере его глубина обусловлена существованием глубокой теоретико-политической дилеммы о роли государства в переходной экономике.
В соответствии с приверженностью к той или иной стороне этой дилеммы сформировались две теоретико-политические позиции движения к рынку:
- Либеральное ограничение вмешательства государства в экономику и сосредоточение его функций на макроэкономической политике, осуществляемой монетаристскими методами.
- Кейнсианское обеспечение высокой, активной роли государства в системных преобразованиях.