Государственное регулирование экономики — это комплекс целенаправленных действий, мер, которые государство применяет для коррекций основных процессов экономики.
Сущность эффективности государственного регулирования экономики
Уровень эффективности государственного регулирования экономики принято связывать с понятиями «экономический рост» и «повышение благосостояния граждан страны».
Под экономической безопасностью как интегральным показателем принято понимать такое состояние экономики, которое обеспечивает:
- развитие социальной, политической и оборонной сфер достаточное для существования и развития государства;
- независимость и неуязвимость национальных экономических интересов относительно возможных внешних и внутренних угроз и воздействий.
С точки зрения институционализма политический рынок обладает наименьшей эффективностью по сравнению с экономическим.
Экономический рынок в настоящее время характеризуется:
- чёткими критериями для оценки качественных и количественных параметров производимых товаров и услуг,
- законодательными критериями для оценки соответствующих прав и отношений собственности;
- соблюдением известных заранее правил игры и постоянным контролем третьей стороны (государство),
- конкуренцией на рынке, которая способствует сокращению трансакционных издержек.
Благодаря перечисленным факторам обеспечивается достаточная эффективность экономического рынка.
Существенной проблемой в государственном регулировании экономики становится возрастающая сложность задач, решаемых в сфере политики. Как правило, правительство должно решить многоцелевую задачу, причем наиболее распространёнными современными экономическими проблемами являются:
- обеспечение экономического роста за счет производства наибольшего объема и наилучшего качества продукции;
- обеспечение полной занятости подразумевает поиск подходящего занятия всем, кто способен и желает трудиться;
- повышение экономической эффективности для получения максимальной отдачи при минимальных издержках и ограниченных ресурсах;
- поддержание стабильного уровня цен для сокращения рисков инфляции или дефляции;
- обеспечение экономической свободы предпринимателям, рабочим и потребителям;
- обеспечение справедливости при распределении доходов. Ни одна группа граждан не
- поддержание разумного торгового баланса между международной торговлей и международными финансовыми сделками.
Ещё одной серьёзной проблемой, с которой государство сталкивается в процессе регулирования экономики, является наличие временного промежутка между принятием правительственных решений и их результатом: необходимо время на распознавание проблемы; необходимо время на осознание проблемы и принятие конкретного решения; а также необходимо время на реальное изменение объекта государственного регулирования под воздействием инструментов макроэкономики.
В последнее время сокращается степень государственного вмешательства в экономику из-за так называемых «провалов государства». Под провалом понимается возможность принятия государством целенаправленного экономического решения неоптимального или нежелательного с точки зрения общественных интересов, среди таких «провалов государства»:
- Нехватка объективных данных для принятия оптимального или желательного для общества решения.
- Недостаточный общественный контроль бюрократии.
- Несовершенство политических процессов. Например, избирательный цикл, как правило, стоится на смягчении перед выборами государственной экономической политики (увеличение социальных льгот, сдерживание инфляции и т.п.), а после окончания выборов экономическая политика ужесточается.
- Низкая мотивация к повышению эффективности хозяйствования на государственных предприятиях, к принятию оптимальных управленческих решений.
Оценка эффективности государственного регулирования экономики
Уровень эффективности государственного регулирования можно оценивать с нескольких сторон:
- Во-первых, важно оценить эффективность деятельности государства, которое выражает национальные интересы, регулирует социально-экономические процессы и воздействует своими предписаниями на функционирование субъектов рынка.
- Во-вторых необходимо оценить эффективность деятельности государства, которое является крупным собственником и субъектом рынка.
Оценить эффективность деятельности государства в качестве крупнейшего собственника и одного из субъектов рынка можно на основании критериев эффективности государственного сектора. Применительно к России критерием выигрыша и потерь от государственного регулирования экономики можно определить уровень развития производительных сил, который связан, в конечном счете, с ростом благосостояния. В качестве дополнительных критериев, позволяющих оценить эффективность государственного регулирования экономики можно назвать:
- сравнение фактически достигнутых значений показателей с прогнозируемыми;
- международное сопоставление, позволяющее определить степень влияния регулирующих мер на повышение темпов экономического роста, благосостояние население, рациональность использования ресурсов (при этом базой сравнения может быть выбрана похожая национальная экономика с наибольшим или наименьшим уровнем регулирования);
- сопоставление пороговых и фактических параметров экономической безопасности государства.
В периоды обострения негативных тенденций государство (с согласия ключевых партнеров рынка и экономики) усиливает свое регулирования для достижения экономической стабилизации и решения прочих вопросов. В ситуации плавного и спокойного развития страны, при отсутствии кризисов государства сокращает свое влияние, сосредоточив свое внимание на реализации долгосрочных программ.