Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воздействие налогов на поведение потребителей

Понятие налога

Определение 1

Налог – это безвозмездная индивидуальная выплата, проводимая домашним хозяйством или предприятием, в пользу государственного бюджета.

Уплата налога не подразумевает обратного оказания услуг, в отличие от пошлины. Пошлина выплачивается государству за выполнение в пользу плательщика определенных действий. Налоговая система возникла как институт обеспечения функций государственной власти. Сам аппарат управления не может выполнять коммерческую деятельность, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Поступление обязательных налогов формирует средства, идущие на обеспечение работы государства, а также для выполнения программ социально-экономического характера.

Отличительными особенностями налога являются:

  1. Обязательность его уплаты закреплена на законодательном уровне.
  2. Каждый индивид и субъект хозяйствования проводит выплату налога без прямой материальной выгоды.
  3. Выплата проводится только в денежной форме.
  4. Налоги носят нецелевой и публичный характер.

Налоговая система необходима для выполнения фискальной функции, то есть проведения мероприятий сбора налогов в пользу государства. С ее помощью происходит перераспределение совокупного дохода, осуществляется передача средств в пользу менее защищенных слоев населения. Налоговая система является инструментом государственного регулирования экономики. Через налоги государство может стимулировать хозяйственные процессы, либо сдерживать их.

Стимулирование экономики с помощью налогов происходит через предоставление льгот и различных освобождений от их уплаты. Например, предприятиям определенной отрасли могут предоставляться налоговые каникулы при соблюдении определенных условий. Чтобы сдерживать неблагоприятные экономические процессы налоги могут увеличиваться. Так же налоги применяются для аккумулирования средств, с последующим их перенаправлением на восстановление ресурсов.

«Воздействие налогов на поведение потребителей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Поведение потребителей

Поведение потребителя является сложной экономической категорией, которая описывает процесс формирования спроса при текущей конъюнктуре рынка.

На выбор потребителя влияют следующие факторы:

  1. Потребности и вкусы покупателя.
  2. Цена товара.

Каждый индивид руководствуется принципами ограниченности благ и ограниченности собственных ресурсов, поэтому он встает перед выбором. Он стремится, чтобы купленное благо было полезным. Под полезностью понимается степень удовлетворения потребностей конкретного покупателя. Совокупная полезность описывает выгоду, которую может получить индивид от покупки блага или набора благ. Предельная полезность показывает динамику выгоды при покупке дополнительной единицы товара или услуги. Как правило, потребитель заранее знает о пользе того или иного блага. Поэтому он сопоставляет полезность благ и делает выбор в пользу того, которое наиболее подходит под текущие условия.

Общая полезность растет при покупке все большего количества товаров. А предельная полезность имеет тенденцию к уменьшению от приобретения каждой дополнительной единицы. Поэтому при выборе потребитель руководствуется своими предпочтениями на текущий момент. Предполагается, что он ведет себя рационально, так как делает выбор согласно личному интересу. При этом покупатель стремится увеличить полезность, то есть выбрать такой набор товаров и услуг, которые смогут удовлетворить его потребности. Выбор потребителя ограничен ценой благ, а также законом убывающей полезности.

То есть, делая выбор в пользу одного товара, потребителю приходится отказаться от покупки какого-то другого товара. Конечный выбор покупателя представляет собой наилучший вариант соотношения благ в его корзине. Помимо вышеперечисленных факторов, на выбор потребителя могут влиять социальные и психологические факторы. Особое внимание уделяется цене, ее оценке, прогнозированию ее изменения.

Влияние налогов на поведение потребителей

В рыночной экономике действует конкуренция, поэтому выигрыш делится между производителями и покупателями. Если государство вводит налоги, то оно уменьшает доходы субъектов хозяйствования. Однако, не все поступления в бюджет уходят государству, поэтому налог приводит к неоптимальности рынка. Участники экономики стремятся уменьшить свою активность в тех областях, где действует налогообложение. При этом эластичность спроса оказывает влияние на налоги. Чем она выше, тем выше потери и государства, и субъектов хозяйствования. Неэластичный спрос заставляет государство собирать ровно столько выплат, сколько теряют участники экономики.

При введении налогов поведение потребителей изменяется в зависимости от эластичности спроса следующим образом:

  1. При эластичности спроса больше нуля и нулевой эластичности предложения цена продажи остается неизменной, но покупатель учитывает налог при совершении покупки. Чистое налоговое бремя остается равным нулю.
  2. Если производитель изменяет цену на величину налога, то есть берет налоговое бремя на себя, то объем продаж остается прежним, и размер налогового бремени сохраняется.
  3. Если предложение конечно, а спрос бесконечен, то цена для потребителя остается постоянной. Производители увеличивают цену на размер налога. Происходит уменьшение объема реализации, а бремя налога становится положительным.
  4. Если спрос конечен, а предложение бесконечно, то цена продажи остается неизменной. Тяжесть налогового бремени ложится на покупателей.

Таким образом, на поведение потребителя при введении налога или изменении его ставки влияет последующее колебание цен. В зависимости от свойств приобретаемого блага будет меняться поведения потребителя с учетом налоговой ставки. Если благо становится слишком дорогим, покупатель будет искать аналог или замену. Эффект от дохода обычно является отрицательным, так как даже снижение цен ведет к изменению соотношения товаров в выбираемом покупателем наборе благ. То есть, при снижении цены покупатель сможет позволить себе купить более дорогой товар из другой категории.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot