Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Новые формы конкуренции в современной экономике

Понятие конкуренции

Определение 1

Конкуренция – это форма борьбы между субъектами хозяйствования за доступ к лучшим ресурсам, а также за максимально эффективное их использование.

Это явление стало частью рыночной модели отношений. Рыночная экономика предполагает, что действующие субъекты независимы, стремятся к достижению собственных целей. Считается, что их поведение рационально, и всегда направлено на получение прибыли. Свобода субъектов порождает конкуренцию. Пересечение интересов предприятий, домашних хозяйств и государств, заставляет их бороться друг с другом за блага, факторы производства, чтобы суметь получить наилучший результат при имеющихся условиях.

Конкурентная борьба с экономической точки зрения обладает следующими характеристиками:

  1. Ее влияние распространяется на всех участников экономики.
  2. Это метод состязания между субъектами.
  3. Она является элементом регулирования рынка.
  4. По ней определяется тип отраслевых рынков.

Выделяют два типа конкуренции – совершенную и несовершенную. Первая является идеальной формой борьбы между субъектами. Каждый из них занимает несущественную долю рынка, поэтому не может оказать сильного воздействия на рыночное равновесие. Каждый участник таких отношений имеет полную информацию о рынке и ценах. Этот вид конкуренции используется в теоретических исследованиях в качестве эталона, к которому необходимо стремится на практике.

Замечание 1

Чаще всего конкуренция является несовершенной, то есть существует дисбаланс в доступе производителей либо покупателей к информации. Среди форм несовершенной конкуренции производителей выделяют монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию. Если на рынке действует один или несколько покупателей, то речь идет о монопсонии и олигопсонии.

« Новые формы конкуренции в современной экономике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Классические формы конкуренции

Монополия складывается на рынках, где один производитель имеет исключительное право на создание блага. Оно может принадлежать одному лицу или группе лиц, либо государству. Монополия складывается вследствие высокой концентрации факторов производства. Монополист владеет рынком, он может устанавливать цены, регулировать объем выпуска. Потребители будут вынуждены следовать политике монополиста. Монополии появляются там, где существует единственный продавец, отсутствуют продукты-заменители, диктуется цена.

Монополистическая конкуренция присуща для массового производства. На рынке действует множество продавцов, но каждый из них стремится к монополизации своей доли. Отличительными особенностями такой конкуренции можно назвать:

  1. Товар каждой фирмы является неполноценным заменителем товара конкурента.
  2. У каждого продавца есть небольшая доля на рынке, которую он способен обеспечить необходимым количеством благ.
  3. Выбор цены на товар осуществляется каждым игроком вне зависимости от поведения его конкурентов.
  4. Порог входа на рынок невысокий.

Олигополия является более совершенной моделью картелей. Производством товаров или услуг занимается несколько предприятий. Сегодня большинство стран запрещают договариваться о ценах, но существуют ситуации на рынке, когда олигполисты способны удерживать цены или объем выпуска на таком уровне, который не позволит другим предприятиям выйти на рынок.

Если на рынке действует один или несколько покупателей, то это тоже формы несовершенной конкуренции. Такая ситуация характерна для отраслей промышленности, производящих товары стратегического значения, например, вооружение.

Новые формы конкуренции в современной экономике

Сегодня конкурентными преимуществами обладают те субъекты хозяйствования, которые могут удерживаться на рынке длительное время. Передовые компании и страны обладают капиталом для внедрения инноваций. Современная конкуренция основана на улучшении технологий, внедрении новшеств в производство. Инновационная деятельность помогает закрепить сравнительное преимущество. Однако, сегодня наука и техника развиваются так быстро, что необходимо создание резервов для их внедрения и адаптации к производственному процессу.

Еще одной особенностью современной конкуренции является место ее возникновения. Она проявляется в нишах, куда не проникают крупные фирмы. Теперь передовые открытия происходят в тех отраслях и сферах деятельности, которые ранее считались малопривлекательными с инвестиционной точки зрения.

Конкурентные преимущества теперь могут формироваться не только в производстве, но и в изменениях, вносимых в менеджмент компании на всех уровнях. Повышение эффективности использования факторов производства, ресурсов помогает снизить издержки, а значит, получить лучший результат. Сегодня выигрывают те компании, которые могут изменить подходы к устоявшимся классическим нормам организации бизнеса и процессов в нем.

Долгое время конкуренция строилась преимущественно на ценовых изменениях. Выигрывал тот участник рынка, который предлагал наиболее подходящую цену. Современная конкуренция носит неценовой характер. Субъекты достигают долгосрочного конкурентного преимущества, реализуя комплекс мер, позволяющих получить желаемый результат. Особый упор делается на маркетинговые кампании. Они охватывают весь процесс производства от создания продукта до послепродажного обслуживания. Теперь определяющим лицом является покупатель и его потребности, производителю необходимо подстраиваться под его нужды.

Маркетинговое продвижение носит персонализированный характер. Внедрение высоких технологий в повседневную жизнь человека позволило получить доступ к его персональным данным, личным предпочтениям. Развитие искусственного интеллекта направлено на изучение огромных массивов данных, что для реализации продукции, носит значимый характер. Теперь производители могут не только выстаивать личную коммуникацию с покупателем, но и использовать его предпочтения для усовершенствования собственной продукции. Хорошо работает дифференциация от конкурентов с учетом особенностей своей аудитории. Зная, какие предпочтения характерны для действующих покупателей, компания может пересмотреть свое позиционирование на рынке, и за счет этого сформировать свое уникальное конкурентное преимущество.

Дата последнего обновления статьи: 22.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot