Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Современные формы конкуренции: российский и зарубежный опыт

Все предметы / Экономика / Современные формы конкуренции: российский и зарубежный опыт
Содержание статьи
Определение 1

Конкуренция – это соперничество экономических субъектов за обеспечение себе условий, способствующих максимизации получаемой ими прибыли / полезности.

Понятие конкуренции и ее разновидности

Конкуренция является одной из основ современного рыночного хозяйства. Она заключается в противоборстве хозяйствующих субъектов за завоевание на рынке наиболее благоприятного положения и получения в соответствии с ним определенных преимуществ.

На сегодняшний день актуальным остается выделение следующих видов конкурентной борьбы между участниками рыночных отношений:

  • конкуренция продавцов;
  • конкуренция покупателей;
  • конкуренция продавцов и покупателей;
  • внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция;
  • совершенная (чистая) конкуренция, несовершенная конкуренция и т.д.

Продавцы нацелены на расширение масштабов экономической деятельности и на получение на этой основе прибыли. В связи с этим конкурирующие продавцы и производители соперничают друг с другом за обеспечение себе наиболее выгодных условий производства, выявления и удовлетворения вкусов и предпочтений потребителей, лучшей позиции на рынке и т.п. В большинстве случаев конкурентную борьбу выигрывает тот хозяйствующий субъект, который сумеет без убытков для себя предложить покупателям продукт по самой низкой цене. На основе данного принципа в России построены конкурсы на выполнение государственных заказов по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

В случае превышения спроса на продукцию над ее предложением возникает конкуренция покупателей. В данном случае победа в конкурентной борьбе будет означать приобретение желаемого товара, удовлетворение насущной потребности, получение определенного объема полезности, израсходование как можно меньшей суммы денежных средств. Однако, как правило, именно предложение за товар наибольшей цены обеспечивает победу в конкуренции покупателей. Классическим примером этого являются аукционы, проводимые для продажи картин (например, аукционы «Sotheby's»).

Готовые работы на аналогичную тему

Конкуренция продавцов и покупателей фактически представляет собой их взаимодействие на рынке, когда одни (продавцы) устанавливают более высокую цену на продукт, а другие (покупатели) – более низкую цену на продукт. Подобную конкурентную борьбу зачастую можно встретить на уличных рынках, базарах, ярмарках, в придорожных ларьках и палатках и т.д.

Внутриотраслевая конкуренция представляет собой соперничество между предпринимателями, которые производят и реализуют одинаковый продукт или продукт-заменитель. Участники данного вида конкурентной борьбы нацелены на переключение покупателей на товар определенного предприятия. В качестве классических примеров внутриотраслевой конкуренции можно привести соперничество «Pepsi» и «Coca-Cola», «McDonald’s» и «KFS», «Apple» и «Samsung».

Межотраслевая конкуренция проявляется в соперничестве между предпринимателями, которые вложили свои капиталы в отрасли, специализированные на производстве различных продуктов. Каждый хозяйствующий субъект оценивает результаты своей экономической деятельности по норме прибыли. Следовательно, межотраслевую конкуренцию можно охарактеризовать как конкуренцию капиталов. Она может разворачиваться, например, между автомобилестроением, с одной стороны, и металлургией, с другой стороны (это особенно актуально для государственных и региональных органов власти, которые определяют приоритетные отрасли экономики).

Когда на рынке действует много малых предприятий, которые предлагают покупателям однородную продукцию и не обладают властью над уровнем рыночной цены, имеет место совершенная (чистая) конкуренция. Она, в частности, характерна для отрасли производства сельскохозяйственной продукции.

Несовершенная конкуренция связана с определенным ограничением свободного предпринимательства. Ее отличительными чертами является небольшое число фирм на рынке, которые способны оказывать влияние на конъюнктуру рынка. Несовершенная конкуренция встречается, например, на рынках сотовых операторов (олигополия – «МТС», «Мегафон», «Билайн») и железнодорожных перевозок (монополия – «РЖД»).

Гиперконкуренция как новая форма конкуренции

Конкуренция, как и сама рыночная экономика, с течением времени развивается и совершенствуется. Так, отличительными чертами современной рыночной экономики как в России, так и за рубежом, которые отразились и на конкуренции, являются следующие ампекты:

  • Решающим фактором экономического роста стали новые технологии и инновации, поэтому организация экономики стала инновационно-сетевой;
  • Конкурентная среда динамично изменяется, однако к этому субъекты предпринимательства адаптируются намного быстрее за счет использования сети «Интернет»;
  • Многими исследователями фиксируется возникновение гиперконкуренции, которая характеризуется изменчивостью, масштабностью, агрессивностью.

Следовательно, на данном этапе экономического развития мира формируется новый вид конкуренции – гиперконкуренция (она также называется инновационной конкуренцией). Она нацелена на получение запрограммированных выгод и эффектов.

В конкурентной борьбе все большую роль начинает играть инновационный потенциал, под которым понимают способность постоянно развивать предприятие, непрерывно обновляя, диверсифицируя его деятельность как в ассортиментном, так и в географическом направлениях. Гиперконкуренция характеризуется не только относительно новой целью хозяйствующих субъектов, но и новым набором используемых ими методов воздействия на экономическое поведение (включая цели, мотивы, интересы, потребности) своих контрагентов – партнеров, конкурентов, потребителей.

Замечание 1

Главным фактором успеха деятельности каждого экономического субъекта современности становится конкурентоспособность инновационных товаров и услуг.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Виктория Андреевна Останкова

Эксперт по предмету «Экономика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис