Теория общественного выбора
В теории общественного выбора проводится экономический анализ политической деятельности.
При рассмотрении общественных благ, которые связаны с распределением ресурсов и затрагивают интересы большинства населения, решения как правило принимаются узким кругом чиновников, преследующих собственные цели. Например, если необходимо определить направление развития общественного транспорта или меры по обеспечению экологической чистоты в регионе, то форма принятия решений и выбора будет носить весьма специфичный характер.
Под общественными благами понимаются такие блага, которые потребляются всеми гражданами (т. е. коллективно), в независимости от того, оплачивают они их или нет. Для пользователей потребление данных общественных благ становится доступным без каких-либо трат.
Характерными особенностями общественных благ являются:
- Нельзя ограничить их использование. Никто не может воспрепятствовать пользованию общественными услугами;
- Нежелательно противодействовать потреблению общественных благ. Общественные блага в использовании неизбирательны.
Таким образом, теория общественного выбора представляет собой механизм нерыночного распределения ресурсов для производства благ общества.
Проблемой общественного выбора занимались такие исследователи, как: Д. Блэк, Ж. Кондорэ, Т. Лаплас, Ч. Доджсон.
Объект анализа данной теории – это общественный выбор в прямой и представительной демократии. Именно поэтому к основным сферам исследования можно отнести избирательный процесс, политику регулирования, теорию бюрократии, депутатскую деятельность, конституционную экономику.
Основной предпосылкой теории общественного выбора является то, что люди, действующие в политической сфере, преследуют свои собственные интересы, а между политикой и бизнесом не существует непреодолимой границы.
Политический механизм общественного выбора
В обществе функционирует механизм общественного выбора - нерыночное распределение ресурсов для производства благ общества, представляющее собой процесс определения индивидуальных предпочтений по количеству и конкретным видам общественных благ.
Данный процесс – это процедура принятия решений по спросу и предложению на блага при помощи политических процессов и политических институтов.
Прямая демократия – это политическая система, в рамках которой каждый гражданин наделен правом личного высказывания своей точки зрения и правом голоса по любым вопросам. Прямая демократия встречается на собраниях коллективов предприятий, в работе творческих союзов, съездов и партийных собраний. В масштабах страны она проявляется в выборе правительства и президента.
Моделью медианного избирателя является модель прямой демократии, согласно которой решения принимаются в соответствии с интересами избирателя-центриста, т.е. человека, который занимает средние позиции по шкале интересов общества. Это, с одной стороны, удерживает общество от односторонних решений, а с другой, не всегда гарантирует оптимальное решение.
Политический выбор в неформальной экономике
В России требуется приложить много усилий для того, чтобы оптимизировать взаимосвязи структур власти и населения, усовершенствовать правовой и политический механизмы.
В российской практике сложились «нетрадиционные» нормы ведения хозяйственной деятельности, согласно которым между предпринимателями и структурами власти существуют договорные отношения. Плата за поддержание таких отношений является одним из условий успеха производства.
Исследование практической деятельности показывает, что преодолеть искажения и перекосы неформальной экономики не удастся методами силового воздействия. Рациональнее будет использование инструментов более мягкого и гибкого регулирования, создание условий для изменения сложившихся правил хозяйственной деятельности, приближенных к цивилизованным.
Ответственность должна иметь двусторонний характер, т.е. и политики, и избиратели должны быть ответственными за свои оценки и мнения.
Развитие неформальной экономики
В последнее время все больше набирает силу мнение о том, что основой неформальной экономики являются универсальные процессы и современные закономерности, которые не относятся к социально-экономической специфике государств.
Согласно такому подходу можно выделить три современные особенности, которые повлияли на развитие неформального поля:
- Структурные экономические изменения, которые приводят к изменениям на рынке трудовых ресурсов. Этому способствует технологическая трансформация трудовых процессов, возникновение новых отраслей и сокращение старых, изменения в организации трудового процесса, развития занятости на дому. Как следствие, увеличивается поляризация доходов.
- Развитие самообслуживания и неформальных услуг. В результате технического прогресса в производстве произошло резкое увеличение производительности труда. Однако на рынке услуг такого не происходило, а оказание услуг осталось сравнительно трудоемким процессом. При этом заработная плата в данных секторах росла одинаковыми темпами. Это привело к тому, что услуги дорожали вместе с повышением стоимости товаров. Таким образом возникла экономическая целесообразность замены услуг товарами.
- Развитие практики и идеологии государства общего благоденствия. Отстаивание социальной защиты увеличивало давление на социальную сферу экономики. Неформальная экономика – это реакция на практику послевоенного выстраивания социального мира при помощи увеличения экономической эффективности производств. Это стало толчком к развитию неформального сектора экономики, создавая веский стимул уклонения от налогов, искажения отчетов, а также косвенно ослабляя сопротивление рабочих новым организационным формам.